Все мы знаем что такое сеть "ресторанов" McDonalds. Это забегаловки с весьма скудным ассортиментом блюд, которые и блюдами назвать тяжело - скорее закуски на скорую руку. Имя McDonalds стало уже нарицательным для вредной еды. Написаны и книги, сняты телепередачи и целые фильмы с экспериментами по питанию едой из McDonalds на себе с последующим плачевным результатом для здоровья. А недавно известный повар и телеведущий, владелец предприятий общепита Джейми Оливер снял ряд роликов, в которых наглядно показал как и из чего McDonalds делает еду. То есть едой это конечно можно называть с большой натяжкой. После чего был вызван в суд по иску о клевете, который McDonalds с треском проиграл. Что такое выиграть суд в таком важном вопросе у международной корпорации рассказывать думаю не надо. Самые лучшие адвокаты и миллионы долларов не помогли в деле опровержения утверждений Оливера. То есть, все это правда.
Британский шеф-повар Джейми Оливер в этом году выиграл битву против одной из крупнейших сетей быстрого питания в мире. McDonald’s пришлось менять рецепты, так как повар рассказал, как на самом деле готовят всемирно известные бургеры.
В одной из своих передач британский шеф-повар Джейми Оливер показал детям, как делается фарш из остатков мяса (жира, кожи и внутренних органов). Затем этот фарш «промывают» в гидроксиде аммония и уже из этого готовят котлету для гамбургера. Повар настаивает: это опасно для здоровья.
Джейми Оливер. Шеф-повар, ведущий кулинарного шоу:
«Это непригодно для потребления человеком. Остатки мяса «промывают» в гидроксиде аммония, а затем используют. То есть мы берем продукт, подходящий только для собак. Министерство сельского хозяйства США, которое должно защищать интересы потребителя, легализовало этот процесс. При этом производитель не обязан указывать, что использует такой способ обработки продукта. Они говорят, что это часть производства, а не ингредиент. Так что потребители не знают, что в их еде есть химические компоненты».
You can watch this video on www.livejournal.com
Но сеть McDonalds живет и здравствует, зашибает миллиарды стабильно и с неплохим ростом. То есть клиентура не переводится. Поместили на сайте небольшую заметку, мол что-то там Оливер такое говорил, но все неправда, а мы вам покажем видео про красивые котлетки. И приходите к нам еще.
Как учит нас экономикс и либеральные экономисты, на свободном рынке информированный покупатель не будет отовариваться в местах, где ему продают плохой товар или услугу и, к тому же, по более дорогим ценам чем у конкурентов предлагающих более качественный товар или услугу. Так что, покупатель неинформированный? Да нет, вот же они - книги, телепередачи, фильмы, ютуб полон. А качество? Ну, качество таково, что это и не еда вовсе. Значит у конкурентов цены выше? Тоже нет, обычный набор в McDonalds сравним даже с ресторанным бизнес-ланчем. Наверное McDonalds доступнее чем другой общепит, к ним попасть проще? На всю Россию у них 567 заведений. Для понимания, в Казани 16 заведений McDonalds и только ресторанов 408, согласно 2ГИС. Плюс столовые, пиццерии, кафе, закусочные, кулинарии и т.п. Тоже не срастается, не работают либерально-экономические догмы - McDonalds вопреки всей их логике более чем успешен.
Тогда в чем их секрет, почему у них получается задорого продавать откровенный отстой, почему миллионы информированных покупателей наносят вред своему здоровью за счет своего кошелька? Не знаю как в других странах, в них как-то до McDonalds не доходил, но в России видел кто большая часть их клиентов - подростки да, прости господи, хиппстеры. Т.е. люди у которых явный недостаток критического мышления и умения заглянуть в будущее, но большее желание выделиться и быть модным. И тут находим первый секрет успеха - реклама и маркетинг. Создаем образ, придумываем яркий слоган, запоминающийся джингл, правильно позиционируем и таргетируем и т.д., и т.п. Но это еще не все, надо максимизировать продажи и доходы и минимизировать расходы и риски. Для этого нужна высококлассная система управления, менеджмента. И она тоже у McDonalds есть, при обучении менеджменту почти всегда есть кейсы по McDonalds. Они знают как правильно выбрать место для "ресторана", когда вовремя открыть и закрыть, как управлять персоналом и тратить на него не больше минимально необходимого, как выдоить поставщиков и отладить логистику, умеют вовремя и правильно провести техническое перевооружение и далее по списку. Т.е. правильные менеджмент и маркетинг бьют качество, дешевизну, доступность и даже нивилериуют понимание риска для здоровья клиента. McDonalds продает говно плохую еду и делает это лучше всех, в т.ч. и тех, кто продает качественную еду.
А при чем тут социализм, спросит читатель. А при том, что McDonalds - прекрасная аналогия тому, как советские граждане выбрали капитализм, который их сводит в могилу и ведет к деградации, вместо социализма и советской власти. У советских людей была своя, образная, столовая. В которой они качественно и очень дешево, а во многом и бесплатно, питались вкусной и полезной пищей.
Да, у столовой к 80-м годам заметно морально устарел интерьер и даже технологическая база, кое-что даже нужно было подремонтировать, обновить, принять более современные и лучшие практики управления, осовременнить рекламные слоганы и образы, расширить и переосмыслить меню. Т.е. нужен был даже не капитальный ремонт, а простое обновление и осовременивание, чтобы повысить удовлетворенность клиентов. Ведь если у тебя будет каждый день выбор из трех самых качественных, полезных и вкусных блюд, то через 70 лет ты от них устанешь и тебя потянет к другому просто для получения новых впечатлений. А уж если потребителей развивают, поднимают их духовный и интеллектуальный уровень и образованность, то поиск новых впечатлений и опыта становится естественным и неотъемлемым. И вот этим, истосковавшимся по новизне, утомленным однообразием меню и некоторой архаичностью интерьера родной столовой (как в переносном, так и в буквальном понимании), но наивным и незнакомым с рекламными уловками и маркетинговым одурманиванием, людям показывают McDonalds. И происходит столпотворение за экзотикой и новыми впечатлениями.
Граждане/клиенты бросают свою столовую, развешивают уши и начинают верить жуликам, которые им пускают пыль в глаза и вешают бигмаки на уши. Все, все хотят чтобы McDonalds был везде, а свои столовые надо убрать, заменить, ну их, ретроградных и замшелых. И вот вам капитализм, столовых уже нет, их растащили те самые жулики, с граждан выжимают последние копейки и кормят отстоем, что характерно, даже этого отстоя они едят все меньше. Но вот жулики едят прекрасно - качественно, много, красиво и напоказ. А от потребления отстоя здоровье все хуже, но лечиться негде, вернее не на что - бесплатное здравоохранение заменили медицинскими услугами.
И тут многие начинают подозревать, что поторопились они с McDonalds и капитализмом. Но чтобы масса таких подозревающих не стала критической и не выпнула всю эту гоп-компанию, надо привести большинство населения к состоянию идеальной целевой аудитории - без критического мышления, мыслящего слоганами и рекламными образами, чтобы мышление не поднималось выше подросткового уровня. Для этого уничтожаем образование, приводя в нужное состояние молодежь - превращая ее в егэшных подростков и хиппстеров. Устраиваем показы искусственно устроенных войнушек, вешаем доски колчакам и маннергеймам, воюем против гей-пропаганды, которую никто не видел и представить не может, и обливаем зеленкой кого-нибудь известного, чтобы советское поколение заняло разум чем-нибудь пустым и неопасным для власти и кошелька жуликов.
И даже не смотря на это все, все больше людей понимает, что капитализм и McDonalds - это обман вредный для их здоровья и кошельков. Советское поколение может сравнить и понять, а у молодежи складывается лубочный образ советского прошлого и, по мере нарастания деградации, оно будет для них все более привлекательным образом будущего. Только надо понимать, что сами капиталисты-клептократы и McDonalds не уйдут - нужны усилия многих и будут потрясения. Но Джейми Оливер смог победить, хоть немного, McDonalds. И мы сможем. Тем более капитализму уже не долго осталось.