После "Империалистической" французы не только строили красивые танковые памятники в честь Первой мировой и устраивали горные гонки на артиллерийских тягачах, но и конструировали машины для новой войны.
В 1921 году тот самый генерал Этьен, что так мило отдыхает тут,
http://img-fotki.yandex.ru/get/9512/40899957.34/0_7f49c_5bf2a46_XL.jpg совместно с французским военным министерством объявил конкурс на будущий "основной боевой танк" (char de bataille). Он обратился к фирмам, уже участвовашим в производстве танков в ходе прошлой войны, и в 1924 году ими были представлены пять разработок. Одна из них - танк фирмы "Делонэ-Бельвилль" был почти сразу снят с конкурса, так как являлся всего лишь увеличенной копией лёгкого старого "Рено" ФТ-17. Остались четыре, в частности SRA, SRB, FCM 21 и FAMH.
О последнем и речь.
Машина была создана (FAMH) Compagnie des forges et aciéries de la marine et d'Homécourt (Компания металлургических заводов и морских металлоконструкций в Омекуре). Пусть вас не пугает эта аббревиатура, это ... всего лишь Сен-Шамон :))))) Тот самый.
В отличие от остальных прототипов у 17 тонной машины FAMH обводы гусениц не охватывали как у британских танков, корпус. Вооружение танка было стандартным, как и у остальных конкурентов: 75-мм пушка устанавливалась в лобовом листе, где толщина брони достигала 25 миллиметров. Вспомогательное вооружение состояло из двух 7,5-мм пулеметов "Гочкисса", которые монтировались в небольшой одноместной башне.
Смысл установки орудия по-казематному в лобовой был таков:
- борьба с фортификацией противника: орудие расположено в 1 метре от земли, что удобно для "выстрела в упор" - прямого выстрела по амбразурам дотов, дзотов и прочих пулемётных гнёзд врага;
- лёгкость модернизации (замена орудия на более современное или более крупного калибра);
- удобство заряжающих.
Пулемётная башня выполняет функцию обороны (по всем азимутам) от живой силы противника во время атаки.
По результатам сравнительных испытаний, проходивших в Рюэйле в 1924-1925 гг., основной боевой танк Сен-Шамона был отвергнут. Как, впрочем, и все остальные опытные машины других фирм.
Выяснилось, кроме прочего, что хотя 75 мм пушка в казематной установке и способна хорошо бороться с фортсооружениями, она совершенно не приспособлена к стрельбе по движущимся целям.
Можно было бы пересмотреть архитектуру конструкции этого танка, как и остальных образцов, однако пехотное командование настаивало на сохранении 75 мм орудия в корпусе.
И хотя ни одна из 4-х предложенных в 1924-25 годах машин не была принята, опыт и наработки по их испытаниям в ходе этого конкурса легли в основу создания ЕГО: