Спасибо, отче! Вот одно замечание. Не может ли быть, что у Достоевского образ Сони некоторым образом полемизирует с Соловьевым, т. е. противопоставляется индивидуальность конкретного человека соловьевской отвлеченности?
Может быть и так... Не знаю, нужно подумать. Возможно, это своего рода "проекция", земное "приложение" идеи-эйдоса :) Кстати, мне как-то одна сурьезная дама опять-же на полном серьезе заявила (а дело было на конф. по ФМ в Старой Руссе), что именно у ФМ на примере Сони мы видим мариологическое прочтение Софии. Т.е. (ход ее дискурса): София-Соня-Мария (БМ). Вот так, ни больше ни меньше.
P.S. Рад видеть Вас в добром здравии! А ведь Вы, пожалуй, были первым критиком этой статьи. У меня по ней есть тоже ряд уточнений, новых примеров и т.д. Просто выложил именно опубликованный вариант.
Надо посмотреть черновики Достоевского. Тогда будет понятнее. Так-то ложится, конечно, на гностический миф о Софии Падшей и т.п. Но вот мне здесь кажется именно полемика, а не следование. И я Вас рад видеть, отче! Да еще и работающим над текстами! :)
ФМ - отдельная тема. А вот с Соловьевым всё интересно. По гностикам Вам, наверняка, известна работа А. Козырева. А вот с Контом прослеживается интересная параллель. Он (ВлС) читает доклад и печатает ту самую статью в разгар своего "духовного" романа с А. Шмидт, которую он даже считал земным воплощением Софии. У Конта - роман с некоей Клотильдой де Во, которую начинают почитать наряду с "Человечеством" т.н. контисты после смерти своего "Первосвященника" новой "позитивной церкви".
Я, отче, еще до Козырева читал (и даже отчасти писал) диссертацию своей жены, где говорилось о гностицизме/неогностицизме Соловьева и серебряновековцев :) А параллель интересная, да.
Вот одно замечание. Не может ли быть, что у Достоевского образ Сони некоторым образом полемизирует с Соловьевым, т. е. противопоставляется индивидуальность конкретного человека соловьевской отвлеченности?
Reply
Кстати, мне как-то одна сурьезная дама опять-же на полном серьезе заявила (а дело было на конф. по ФМ в Старой Руссе), что именно у ФМ на примере Сони мы видим мариологическое прочтение Софии. Т.е. (ход ее дискурса): София-Соня-Мария (БМ). Вот так, ни больше ни меньше.
P.S. Рад видеть Вас в добром здравии! А ведь Вы, пожалуй, были первым критиком этой статьи. У меня по ней есть тоже ряд уточнений, новых примеров и т.д. Просто выложил именно опубликованный вариант.
Reply
И я Вас рад видеть, отче! Да еще и работающим над текстами! :)
Reply
А вот с Соловьевым всё интересно. По гностикам Вам, наверняка, известна работа А. Козырева. А вот с Контом прослеживается интересная параллель. Он (ВлС) читает доклад и печатает ту самую статью в разгар своего "духовного" романа с А. Шмидт, которую он даже считал земным воплощением Софии. У Конта - роман с некоей Клотильдой де Во, которую начинают почитать наряду с "Человечеством" т.н. контисты после смерти своего "Первосвященника" новой "позитивной церкви".
Reply
А параллель интересная, да.
Reply
Leave a comment