Рад, что в центре внимания снова тема о Евхаристии.

Jan 26, 2018 16:00



Рад, что в центре внимания снова тема о Евхаристии.

В сети есть два документа: один - клевета с 2013 г. обо мне от уважаемого Арсения Лукьянчеко по теме Евхаристия. Другой - решение Синода нашей истинно-православной Церкви Греции в мою поддержку по этой же теме. Время между ними - 1 год. Этот год был один из самых полезных для моей веры. Отгадайте, почему? Во-первых, потому что приходилось надеяться только на свою веру (даже некоторые друзья под критикой отвернулись). Во-вторых, надо было как-то готовиться на борьбу с возможным тщеславием, если вдруг суд встанет на мою сторону. Шутка ли услышать от Синода: "ты оправдан", не превознестись и продолжать любить клеветников после этого?

Интересно то, что сейчас среди "истинно-православных" та клеветническая бумажка, а не определение авторитетного суда-Синода, имеет гораздо больший успех. Интересно, почему?

Настало время, видимо, спустя 5 лет, сказать следующее:

- на мой взгляд, документ, выданный нашим Синодом очень хорош. Это победа истинно-православного мышления по теме Евхаристия. Я не отказывался от него никогда с момента его подписания мною. Он впервые и открыто говорит о влиянии ложных католического и протестантского учений на православное сознание в истории Церкви. Я рад, что греки и русские зарубежники, имеющие с нашими общение, сохранили истинное апостольское и свято-отеческое Предание в этом вопросе.

- тема Евхаристия очень сложна даже для имеющих два высших образованная, одно из которых теологическое.

- причина сложности в том, что Евхаристия - это, действительно, тайна нам от Бога. Святые отцы первого христианского тысячелетия оставили нам богатый материал для исследования этой темы. Среди них - мыслящие в богословской системе святые Григорий Нисский и Кирилл Александрийский. В дальнейшем человеческий ум неоднократно пытался зафиксировать в словах нашу простую на вид веру: евхаристический хлеб - есть Тело Христа, а Чаша - есть Его Кровь. Раз ещё продолжают возникать споры на эту тему, это означает, что результаты попыток объяснить эту тему не всех удовлетворяют. Это не необычно, так как с самого начала истину всегда преследовали попытки её исказить.

- любопытно, что уважаемый Леонид Георгиевич Пляц, чтобы не допустить умножения оттока паствы из-за его старообрядческого раскола, воспользовался именно темой Евхаристии, манипулируя болезненной для верующих и сложной для простых людей вероучительной проблемой. "Неправославность" учения о евхаристии в русском зарубежье, на его взгляд, была для Георгия Леонидовича одним из пунктов причин по прекращению общения. Хотя, как выясняется и с учетом моего личного мнения, основная причина его раскола находилась не в вероучении, а в банальном уязвленном самолюбии: он не получил надежды на чаемое им епископство в предыдущем месте служения. Между тем, я имел опыт общения на тему Евхаристии с позиционирующим себя, как знаток, Леонидом Георгиевичем. Это было в 2015-2016 гг. по мэйлу и разочаровался - он не смог и не захотел обсуждать такие существенные грани Евхаристической темы, как ее отличия в православии и в католичестве, не говоря о протестантском учении, о таких понятиях как антропофагия и импанация, и о динамики их влияния на православное мышление в разные периоды истории. Исследователь в белом халате должен, наоборот, с радостью желать уяснить все грани проблемы. Остались вне микроскопа смежные философские темы: можно ли мыслить отдельно природу от ее природных свойств?; акциденции - это чисто умозрительный термин или они имеют онтологическую характеристику?;

- богословие обычно оперирует такими понятиями, как ипостась и природа. А педагогика и психология другими: немощь человека, его привычки, соблазн и т.п. Это важно знать;

- исследователь евхаристической темы должен обладать знаниями в области филологии и источниковедения;

- если он не имеет такой способности, как выделять главное в тексте, видеть подтекст и контекст, которая (способность), как говорят, есть дар, то есть по-латински "ин натурэ", то его путь к успеху затруднен. В одно время я пытался это оспорить, но аргумент против, что часть человеческого ума в лобных пазухах не изменяется с полученными воспитанием, образованием и самовоспитанием, и самообразованием, кладет меня на лопатки в этом споре;

- надо понять, что смело называя Дары хлебом или вином, мы не отрицаем при этом, что они есть истинные Тело и Кровь Спасителя. Мы точно также, смело называем Христа не только Богом, но и человеком. Такую традицию мы унаследовали от отцов:

св. Иустин Философ (+166 год): "После благодарения предстоятеля и возглашения всего народа так называемые у нас диаконы дают каждому из присутствующих приобщиться хлеба, над которым совершено благодарение, и вина и воды, и относят к тем, которые отсутствуют... Пища эта называется у нас евхаристиею (благодарением), и никому другому не позволяется участвовать в ней, как только тому, кто верует в истину учения нашего и омылся омовением во оставление грехов и в возрождение, и живет так, как заповедал Христос. Ибо мы принимаем это не как обыкновенный хлеб или обыкновенное питье: но как Христос, Спаситель наш, Словом Божиим воплотился и имел плоть и кровь для спасения нашего, таким же образом пища эта, над которой совершено благодарение через молитву слова Его и от которой через уподобление получает питание наша кровь и плоть, есть - как мы научены - плоть и кровь того воплотившегося Иисуса. (1-я апология, 65-67).

- лично я также не против решений собора 1691 года, плюс которого в том, что он победоносно отсекает протестантские взгляды по этой теме.

Сказав все это здесь, я надеюсь, что пытливые умы, имеющие что-то ин натурэ в своих лобных пазухах, начнут серьезно изучать, интересную на самом деле и весьма полезную, даже с точки зрения сотериологии (спасения), тему Евхаристии. И это подтолкнет их к личной молитве и к частому участию в ежедневной Евхаристии. "Богослов тот, кто молится" - святоотеческая аксиома.

В отношении к тем, кто относит себя преимущественно к категориям людей, получившим иные дары от Бога, предлагаю оставить в покое эту тему и довериться в ней тем маркерам истины, которые положил Господь в Своей Церкви. Я имею ввиду епископам. И конечно, с любовью зову всех со своими иными дарами на благодарение нашего Бога в ежедневной Евхаристии.

Ответ же тем, кто соблазнил этой темой малых сих, уже дал Христос в Евангелии (Мк.9,42). Тем не менее и они не лишены шанса участия в Церковной Евхаристии через покаяние.

РПЦЗА, Арсений Лукьянченко, ЦИПХЭ, Святые Дары, РДЦ, Леонид Пляц

Previous post Next post
Up