Sep 22, 2017 19:06
От прошлых ошибок людей Церковь не перестает быть святой. Но при их исправлении, боюсь, это уже будет нецерковь. Церковью она останется тогда, когда не будет повторять их в будущем.
Сейчас поясню этот вывод. Именно извилистая дорога в истории Церкви показывает человеческую немощь и Божию силу. История - это все участие Бога в нас. Это Его творческий процесс. Он вынужден исправлять разрушенное людьми. В нашей истории Он обнаруживается, как милосердый Отец, а не строгий судья. Он принимает кающегося и в 11-ый час. Стерилизация истории, которая якобы есть у русских старообрядцев, это больше самопропаганда. Не бывает стерильного человека, не бывает и стерильной истории. И он, и она очень многогранны. Подчищая историю ради какой-то человеческой мудрости, есть риск оказаться безумным в очках Божиих. Вполне достаточно критично отнестись к малодушию ап. Петра, который трижды отрекся от Спасителя, к конфликту между апп. Павлом и Варнавой, лицемерием ап. Петра, которого обличил ап. Павел, и не брать в этом с них пример в будущем. Таким образом, ключом к святости является не ритуальная чистота, как пытаются представить защитники старо-обрядо-верия, перекрещивая всех приходящих, а моральная. И эта моральная чистота рассматривается не в статике, а в динамике, то есть ценно стремление от несовершенной степени к более продвинутой. И не сама по себе она ценна, а в той мире, в какой она притягивает Благодать Божию.
старообрядчество,
РПЦЗА,
Леонид Пляц