Aug 18, 2016 13:08
Индифферентность к первому из двух крыльев спасения, вероучению, воспитывается у мирян в РПЦ МП намеренно. В воспитании второго крыла спасения - искреннего благочестия, проявляемого в аскетических подвигах, исполнении заповедей и т.п., серьезных недостатков мое исследование не выявило. За исключением пьянства, половых грехов и малодушия. Но они свойственны в большей мере священству.
Это вывод. А теперь основания для такого вывода:
1. На приходе не практикуется формат обучения мирян вопросам веры. На воскресных беседах затрагиваются в основном нравственно-бытовые и психологические темы: тяжело на душе, отношения в семье и пр.. Тема веры если и проскочит кое-где /например, в священнической проповеди/, то это, конечно, не обучение.
2. Будучи в МП я проанализировал благочинскую и приходскую газеты. В них много фото прошедших событий в епархии, визиты и праздники с архиереем, проповеди священников, отчёты о проделанной работе в области социального служения, отчеты о результатах взаимодействия с местными органами власти, перепечатка жития святых, а вот целиком работ святителей и учителей Церкви нет. Есть вырезки цитат из них, обрамлённые в контекст речи священников, то есть вторичная работа. Ознакомившись с такой газетой мирянин поймёт главное, что от него ожидается: он - частичка чего-то большого, управляемого надежными руками архиерея. Про веру по сути ничего, и уж тем более ничего по таким острым темам, как учение Православного Предания о границах Церкви.
3. В беседах и проповедях священники дают понять, что за веру в РПЦ МП отвечают только архиереи, даже не священники. У всех, кто ниже, вероучение - минное поле, на которое нельзя не только заходить и изучать, но даже смотреть в ту сторону. Искажения в вероучении или экуменическая практика объясняются мирянам, как допустимая и вынужденная необходимость.
4. Система епархиальных старцев и духовников воспитывает мирян в боязни принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность: "Ты православный, если взял благословение", - обиходный рефрен (припев) для мирян в МП. Чтобы старец дал благословение мирянину на исследование веры архиерея, его поставившего старцем, и сравнение ее с верой апостолов и святых отцов - это нонсенс!
5. В годовых планах епархиальных мероприятий не найдено посвященных вероучению.
6. В патриархийном соборном документе ОПОИ-2000 критики боссов за экуменизм подлежат наказанию: " К таким людям, сеющим семена соблазна среди простых верующих, следует применять канонические прещения." (п.7.3 документа).
Все это в комплексе и дало мне основание к выводу: бедные миряне РПЦ МП машут одним крылом, веря, что смогут как-то спастись.
Для них луч света в темном царстве - цитата из прп. Феодора Студита:
"Господь бо заповедует не умолчать,
когда вера в опасности. Когда дело касается
веры, никто не может сказать:
а я кто такой ( чтобы говорить)?"
что делать?,
православная корпорация,
экуменизм