"Мастер и Маргарита"
Год производства: 2023.
Страна: Россия.
Жанр: драма, фэнтези.
Режиссёр: Михаил Локшин.
В ролях: Аугуст Диль, Евгений Цыганов, Юлия Снигирь, Данил Стеклов, Полина Ауг, Юрий Колокольников, Евгений Князев, Алексей Розин, Марат Башаров, Алексей Гуськов, Класс Банг, Игорь Верник, Александр Яценко, Дмитрий Лысенков, Леонид Ярмольник, Яна Сексте.
Продолжительность: 157 минут.
Возрастное ограничение: 18+ (R).
Начну с того, что я не являюсь большим поклонником романа "Мастер и Маргарита", в отличие от, наверное, подавляющего большинства из моего окружения. Да и в принципе не могу назвать себя большим ценителем творчества Михаила Булгакова (то же "Собачье сердце" мне полюбилось исключительно благодаря экранизации Бортко). Однако на новый фильм по мотивам культового произведения я решил сходить в обязательном порядке. На это решение повлияли несколько факторов, не в последнюю очередь - актёрский состав и имя режиссёра. Особенно меня подкупило, что одну из главных ролей - а именно Воланда - сыграл немецкий актёр Аугуст Диль. Вот уже этот факт - полный крышеснос для меня! Должен признаться, Аугуст Диль - один из моих любимых зарубежных актёров, и любое его появление на экране вызывает у меня чувство лёгкой эйфории. Впервые я обратил на него внимание в тарантиновских "Бесславных ублюдках". Роль у Аугуста Диля там довольно яркая и запоминающаяся, но в то же время сильно недооценённая и мало кем отмеченная. Но то неудивительно, ведь в той картине всех затмил Кристоф Вальц, сыгравший бесподобнейшего мерзавца Ганса Ланду. И да, там Кристоф Вальц затмил абсолютно всех, в том числе и таких знаменитых актёров, как Брэд Питт, Тиль Швайгер и Майкл Фассбендер. Что уж говорить про Аугуста Диля, о котором подавляющее большинство зрителей на тот момент и слыхом не слыхивало!
Впрочем, я тогда этого талантливого немца хорошо запомнил, и в дальнейшем замечал его в разных фильмах, в том числе - в оскароносной драме "Фальшивомонетчики" и приключенческом триллере "Видок: охотник на призраков". Да и ещё много где в разных небольших ролях.
Ладно, к обсуждению актёров вернусь чуть позже... А вот что касается моего отношения к произведению "Мастер и Маргарита", то, повторюсь, при всём к нему уважении, для меня это всегда было нечто крайне странное и неудобоваримое. Мне нравятся отдельные эпизоды, но в целом я считаю, что само произведение - это бессвязный поток сознания будто бы под мощным наркотическим воздействием. Что, впрочем, многие обожатели романа не сильно-то это и отрицают, а некоторые даже считают сию особенность основной фишкой романа.
Для меня роман "Мастер и Маргарита" всегда казался очень сложным для прочтения. А уж тем более я не представлял, как такое возможно ещё и экранизировать! Две ранее виденные киноэкранизации меня откровенно разочаровали. Однако анонсированная экранизация Михаила Локшина меня здорово заинтриговала (да, это не совсем экранизация, а скорее "по мотивам", но для упрощения буду называть экранизацией). Изучив свежие отзывы и рецензии от разных блогеров и знакомых, я пришёл к выводу, что это может быть вполне удачная картина. В итоге на днях мы всё же сходили в кинотеатр и, могу уверенно сказать, совершенно об этом не пожалели.
Итак, впечатления. Сначала хотел бы отметить саму манеру съёмки. Компьютерные эффекты и хромакей особо не бросались в глаза. Элементы ретрофутуризма мне очень даже понравились. В фильме показаны многие архитектурные проекты, которые так и не были воплощены в жизнь, включая знаменитый Дворец Советов. Особенно мне понравилось, как в конце все эти вымышленные объекты синхронно взрываются, прям как небоскрёбы в "Бойцовском клубе". Кстати, не исключено, что это была сознательная отсылка. Но в любом случае получилось мощно и эффектно.
Что касается актёров. Понятное дело, в первую очередь мне понравился Аугуст Диль. По моему скромному мнению, Воланда он сыграл просто идеально! Честное слово, считаю, что это самый подходящий актёр для этой роли! Кто-то, конечно, возразит, что Олег Басилашвили в своё время сыграл Воланда лучше. Но, на мой взгляд, у Басилашвили слишком добрая внешность для такой роли, и Воланда должен играть именно что брутальный немец с характерными манерами и грозным взглядом. Ух, этот его взгляд с полуулыбкой в эпизоде с трамваем - ну прям до мурашек! Август Диль справился с ролью на ура, большой респект ему!
Что касается Евгения Цыганова, сыгравшего Мастера, то и в его адрес могу сказать только лестные слова. Как минимум - это довольно нехарактерная роль для актёра, и он с ней справился на отлично.
А вот что касается Маргариты в исполнении Юлии Снигирь... То тут я скорее не поддержу мнения многих кинокритиков и скажу, что мне бы в этой роли гораздо больше понравилась как раз Анна Ковальчук. Вот уж кто-кто, а Ковальчук в экранизации Бортко приводила меня в неописуемый восторг! Не буду скрывать, что тут ещё вопрос сугубо личного вкуса. Анну Ковальчук считаю невероятно красивой и обаятельной. А вот Юлия Снигирь, несмотря на красивую внешность и безусловный актёрский талант, почему-то вызывала у меня отторжение и неприязнь. Местами вообще напоминала мне Екатерину Климову (которую я терпеть не могу). Ну вот хоть убейте, не увидел я того же шарма и обаяния, как у Маргариты-Ковальчук!
Не знаю, в этом вопросе я наверное слишком предвзят. Но говорю как есть. И как чувствую.
А вот какая женская роль меня реально поразила и очаровала здесь, так это, внезапно, Гелла в исполнении Полины Ауг. Обаятельная и обольстительная стервочка получилась у неё просто шикарно! Самое забавное, что эту актрису я впервые заметил ровно за два дня до просмотра "Мастера и Маргариты", а именно - в одной любопытной артхаусной картине "Купе № 6". Там она сыграла хоть и эпизодическую, но тоже весьма запоминающуюся роль (её мать - Юлия Ауг - сыграла там проводницу). Этот характерный пронзительно-стервозный взгляд мне прям хорошо запомнился. А одну из главных ролей в "Купе № 6" сыграл Юрий Борисов. Можно сказать, этот актёр присутствует и в обсуждаемом фильме по Булгакову, однако звучит лишь его голос. Как нетрудно догадаться, озвучивает он Кота Бегемота. На мой взгляд, это упущение, потому что можно было Юрия Борисова снять и в полноценной роли: как вариант - поэта Ивана Бездомного.
Впрочем, Иван Бездомный здесь и так получился эффектным и запоминающимся. Данил Стеклов (внук известного актёра Владимира Стеклова), которого я, честно говоря, раньше нигде не видел, справился на отлично!
Ну и, конечно же, Юрий Колокольников, сыгравший Фагота-Коровьева, тут бесподобен! Ну уж кто, если не он??? Другой кандидатуры и представить не могу! Да и сам факт появления Колокольникова, когда-то сыгравшего роль полового органа в фильме "Счастливый конец", уже вызывает глумливую улыбку или даже истерический смех. Что ни говори, Колокольников - бог! Ииии, нет, я не сделал три ошибки в слове из трёх букв :)
Кто ещё понравился и запомнился? Конечно же, великолепен тут Берлиоз в исполнении Евгения Князева (ранее видел его в роли Вольфа Мессинга в одноимённом сериале). Необычайно колоритным получился Лиходеев в исполнении Марата Башарова, которого, кстати, я еле узнал. Раздобрел Марат нынче, ох как раздобрел! Ну и актриса Яна Сексте (Прасковья Фёдоровна), несмотря на свою специфическую внешность и манеры, тут тоже очень органично вписалась. Да что там говорить, здесь даже слащавый Верник (Жорж Бенгальский) прекрасен! Особенно, конечно, в юбке.
Подводя итог, могу сказать, что фильм мне очень понравился. И я даже подпишусь под словами, что это действительно лучшая экранизация "Мастера и Маргариты". Из недостатков отмечу лишь Снигирь-Маргариту и затянутую концовку. А ещё не очень эффектно показан бал Сатаны. Ну или у меня были слишком завышенные ожидания. Сейчас, наверное, всех удивлю, но наиболее эффектно, на мой взгляд, данная сцена произведения была показана - внезапно! - в клипе группы Белый Орёл "Без тебя". Особенно хороша там реплика про чистый спирт для дамы. Кстати, вот эту фразу я в фильме не услышал (хотя мне подсказали, что она просто произнесена тихо и невнятно). Зато чётко прозвучали другие известные фразы: и про квартирный вопрос, и про негорящие рукописи, и про "починяю примус" и так далее. Не могу сказать, что они были высказаны эффектно и блестящие. Но вполне к месту.
Резюмирую. Фильм очень и очень достойный. С великолепной атмосферой и декорациями, с очень классными актёрами. Да, не без недостатков, но... Если держать в уме, насколько непростое это произведение, и как его сложно экранизировать, то...
Фильм, безусловно, заслуживает высокой оценки.
Ставлю 8 из 10.
И да, Воланд - безумно хорош!
Ну и, конечно, Гелла-Ауг бесподобна! Не мог от неё глаз оторвать :)