Краснодар - город на юге России, административный центр Краснодарского края. Расположен на правом берегу реки Кубань, на расстоянии 120 км от Чёрного моря. Неофициальная столица Кубани и неофициальная южная столица России. 22 сентября 2018 года Краснодар официально признан городом-"миллионником", то есть было объявлено, что население города превысило 1 миллион человек.
Таким образом, можно сказать, что мы с Алиной посетили два разных Краснодара - до и после присвоения ему статуса "миллионника".
Планировка города сильно напомнила мне Екатеринбург. Забавно при этом, что прежнее название Краснодара - Екатеринодар (до 1920 года), в честь Екатерины II. И я, получается, за одну весну посетил два города в честь Екатерины (вернее, в честь двух разных императриц Екатерин). И да, у столицы Кубани со столицей Урала немало общего. Та же кошмарная для меня планировка "тетрадь в клеточку", те же проблемы с транспортными магистралями, те же пробки (но в Краснодаре куда более лютые), те же многочисленные трамваи (на которые так уповают местные), тот же равнинный рельеф. Разве что климат сильно различается. И при этом в Краснодаре отсутствует метрополитен, но есть большая широкая река - Кубань.
Интересно, что река Кубань, являющаяся южной границей Краснодара, одновременно разделяет два субъекта Россиийской Федерации - Республику Адыгею и Краснодарский край. То есть, за рекой, на левом берегу, располагаются уже адыгейские земли. Там уже и названия населённых пунктов характерные - Козет, Тлюстенхабль, Псекупс; и совсем уж говорящие топонимы - Адыгейск, Новая Адыгея. Впрочем, это не значит, что Краснодар расположен "на краю края". Всё дело в том, что Адыгея является субъектом-аклавом, то есть полностью окружена Краснодарским краем. Так, например, когда мы с Алиной ехали в Горячий Ключ практически по прямой дороге, то успевали и выехать из Краснодарского края, и въехать в него вновь. Вот такой любопытный географический момент.
А что касается самого Краснодара, то это наверное самый противоречивый город из всех, что я знаю. Его можно либо всей душой любить, либо всей душой ненавидеть. У меня есть как минимум двое ЖЖ-френдов из Краснодара с прямо противоположными мнениями о кубанской столице. Так, например, Светлана (
arit_09) искренне ненавидит Краснодар за его духоту, загазованность, застроенность и перенаселённость. А есть Алина (
alinka_minina), которая обожает Краснодар и его климат чуть ли не до фанатизма, и от пробок и духоты вообще никак не страдает.
Мне же, как той обезьяне из анекдота про красивых и умных, приходится разрываться. С одной стороны, город мне очень симпатичен. Есть множество мест, в которых приятно находиться. Ну и да, климат там стабильно тёплый и сухой. А с другой стороны, пробки в Краснодаре - это лютейший ад! Я реально успел их здорово возненавидеть. Вот честное слово, нигде таких пробок больше не видел. Даже в Москве. И да, пекло в городе бывает просто убийственное. То есть, жаркий климат может радовать и бесить одновременно.
Но к Краснодару, видимо, надо просто приспособиться. Летом там наверняка можно сгореть заживо, а вот в межсезонье вполне комфортные и щадящие условия.
Хоть я здесь и обещаю показать центр города, всё же мы его увидели мельком и слишком бегло. Я пытался как следует прогуляться по Красной улице, но мне помешала дочь Алина, начавшая активно капризничать и проситься в гостиницу. Однако кое-какие достопримечательности всё-таки удалось запечатлеть.
Первым делом мы поехали в Городской сад, чтобы встретиться там с
alinka_minina. Добираться туда нам предстояло из восточной части города. Сели мы на трамвай - и давай тащиться по городу почти полтора часа... Нет, серьёзно! Чем так хороши эти хвалёные трамваи??? Мы реально петляли по всем закоулкам, останавливались и поворачивали на каждом перекрёстке. Ооо, как же это было мучительно долго! Нельзя просто так взять и поехать прямым маршрутом.
Такси, говорите, вызвать? Ага! Вызвали мы потом такси. И ехали ещё в два раза дольше... В общем, кто планирует посещать Краснодар, будьте готовы к подобным транспортным мытарствам. Как же в городе не хватает метрополитена...
Но, как бы то ни было, мы кое-как доехали до Городского сада, где нас уже давно ждала
alinka_minina, успевшая прийти пешком из северо-западной части города. И я пошёл гулять с двумя Алинами.
1. Городской сад, монумент "Добрый ангел мира". Точно такой же я
фотографировал в Магадане.
2.
3. Алина, пока ещё не оправившаяся от утомительной поездки на трамвае, позирует со сложным лицом.
4. Что-что, а весенние цветы здорово украшали сад.
5. Симпатичная аллея в саду.
6. Южная часть парка. Вид с ротонды.
7. Вид с ротонды на клумбу-гитару.
8. Большой пруд с островком.
9. Гуси у Большого пруда.
10. Алина играет и спорит с каким-то мальчиком.
11. Под цветочком с бабочкой.
12. Памятник екатеринодарцам, жертвам Гражданской войны 1918 года. Алина-младшая никак не могла понять, что это за головной убор справа и почему у него такое смешное название - папаха.
13. Пока гуляли в Городском саду, успело стемнеть. Подсвеченное колесо обозрения.
14. Алина-старшая повела нас гулять дальше, в сторону исторического центра.
Екатерининский сквер. Памятник императрице Екатерине II.
15. Александро-Невский собор.
16. Краснодарский краевой суд.
17. Улица Красная.
Увы, но на этом наша прогулка закончилась. Однако у
alinka_minina можно увидеть ещё несколько фотографий, в её записи
"Немного ночного Краснодара".
Ну а в один из дней мы переехали из гостиницы на улице Игнатова в гостиницу рядом с автовокзалом и железнодорожным вокзалом "Краснодар-1". Это была осознанная передислокация, благодаря которой нам стало проще выбираться в Горячий Ключ - поездом, электричкой или автобусом.
18. Железнодорожная станция "Краснодар-1". Пешеходный мост от улицы Ставропольской к Привокзальной площади.
19. Привокзальная площадь. Административное здание СКЖД.
20. Улица Железнодорожная. Привокзальные кварталы выглядели весьма любопытно. Преобладает одно- и двухэтажная застройка.
21. Пересечение улиц Гоголя и Железнодорожной.
22. Домик на улице Гоголя.
23. Алина на фоне нашей новой гостиницы. Уставшая и капризная. Ещё бы! Такой путь по городу проделать...
24. Любопытное соседство - ОАО "Краснодарсельмаш". Аж с 1927 года существует. А я знал только "Ростсельмаш".
25. Железнодорожная улица ночью.
26. Утро, улица Гоголя. Сцепленные трамваи.
27. Вот я, кстати, никогда не катался на двойных трамваях с изолированными друг от друга салонами. Да и вообще очень мало за всю жизнь катался на трамваях.
28. Идём в сторону вокзала по брусчатому переулку с трамвайными путями.
29. Виднеется вокзал.
30. Возле ж/д-станции "Краснодар-1". На одном из зданий локомотивного депо виднеется прежнее название города. Как важное историческое напоминание.
31. Электричка, на которой мы поехали в Горячий Ключ.
И далее нас ожидало очень приятное знакомство с городом Горячий Ключ. Но это уже совсем другая история. Которую я вам обязательно поведаю.
Итак, рекомендую ли я Краснодар для посещения? Однозначно рекомендую! Но будьте готовы к описанным выше неприятностям. И лучше приезжайте в межсезонье.