Поляки убили больше евреев, чем немцы во время Холокоста?
Jul 20, 2017 21:48
Американский историк польского происхождения Ян Гросс утверждает, что поляки во время немецкой оккупации Польши уничтожили больше евреев, чем немцев. Есть ли доказательства у такого суждения?
На снимке группа крестьян-"золотоискателей", запечатленных на горе останков в Треблинке, где были захоронены трупы почти 800 000 евреев.
«Землекопы надеялись найти золото и драгоценные камни, которые нацистские палачи возможно не заметили. История, зафиксированная на этой нечеткой черно-белой фотографии, символизирует обширный, континентального масштаба, грабеж богатств евреев» - пишет Ян Гросс - «Не только поляки, многие люди на всем континенте извлекли выгоду из политики нацистов по лишению евреев гражданских прав и прав собственности, исключению их из общественной жизни и, в конце концов, из самой жизни».
Такое предположение не вяжется с общепринятым мнением. Ведь раньше считалось, что резню евреев устроили исключительно нацисты. Но и местное население активно участвовало в уничтожении евреев, извлекая при этом выгоду для себя.
Высылка еврейского населения
Например, поляк Михал Козик (Michal Kozik) с 1942 года по 1944 годы прятал еврейку Ривку Глюкман (Rywka Glueckmann) и двух ее сыновей в своем доме в городе Домброва-Тарновска (Dabrowa Tarnowska), расположенном примерно в 80-и километрах к востоку от Кракова.Предоставив им убежище, он требовал за это деньги, а когда беглецам было нечем платить, он убил их топором. Крики этих людей слышали в нескольких соседних домах.
Группа еврейских детей с учителями, Едвабне, 1938
Примером может послужить и кровавая бойня в Едвабне. В этом небольшом городке, расположенном к северо-западу от Варшавы, 10 июля 1941 года толпа поляков согнала еврейское население на площадь. В присутствии немецких оккупантов некоторые евреи еще по пути были подвергнуты издевательствам и убиты, а остальных загнали в сарай и сожгли там заживо. В огне погибли в общей сложности 340 человек - мужчины, женщины и дети.
Памятник жертвам погрома в Едвабне
По мнению Гросса, все эти бесчинства не были спровоцированы немцами, и они не принимали в них участия, а присутствовавшие при этом люди в немецкой военной форме лишь снимали происходившее на пленку. Гросса естественно подвергли критики за то, что он приписал полякам активную роль в Холокосте.
Две фазы охоты на евреев
Историк Ян Грабовски (Jan Grabowski) из Оттавского университета еще больше заостряет тезис Гросса. Анализируя чистки в гетто в 1942-43 годах, он считает, что, если в некоторых расправах участвовали немцы, то в окрестностях города Домброва-Тарновска поляки по собственной инициативе и без участия немецких подразделений убивали евреев, скрывавшихся в их местности.
Грабовски разделяет «охоту на евреев» на две фазы. Первая была непосредственно связана с «зачисткой» гетто и проводилась преимущественно немецкими спецподразделениями, польской строительной службой Baudienst и еврейской «Службой порядка». Тот, кому удалось избежать преследования на этом этапе, становился мишенью в ходе второй фазы. Помимо немецких подразделений, в ней принимали участие отряды так называемой «голубой полиции», то есть поляки-полицейские, подчинявшиеся оккупационным властям.
Евреи во время оккупации Варшавы
Конечно, сельское население получило указание принять участие в этой охоте. Однако нередко в этом не было необходимости: многие гражданские лица, как следует из документов, участвовали в устроенной охоте на людей вполне добровольно и демонстрировали при этом усердие: они сообщали о скрывавшихся евреях полицейским, которые их либо сразу расстреливали, либо отправляли в близлежащие места сбора, где их потом убивали. Часто местом подобных сборов были просто еврейские кладбища.
Как и во время охоты на зверей, польские крестьяне прочесывали леса, используя при этом палки для того, чтобы скрывавшиеся люди оказались в конечном итоге в руках ожидавших их на краю леса ополченцев. Местные жители поджигали хижины, где, по их мнению, могли прятаться евреи, или бросали гранаты в подвалы, в которых они скрывались. Они выбивали двери и вышибали окна для того, чтобы обнаружить там евреев. Точно нельзя назвать количество евреев, которых польские крестьяне убили собственноручно. Только в Домброва-Тарновска погибли 286 человек.
Предположительно: Домброва-Тарновска (б. Дробов), новая синагога - 1863 г., пострадала в ПМВ, реставрирована в 1937 г., разграблена нацистами и использовалась как склад
С помощью наказаний и поощрений оккупационные власти пытались обеспечить участие местного населения в организованной ими охоте. За каждого обнаруженного или убитого еврея выдавалась премия - например сахар, водка, картофель, масло или одежда схваченного человека. А того, кто помогал скрывавшимся евреям, в худшем случае могли и убить.
Тем не менее, некоторые поляки оказывали евреям помощь. Но требовали за это много денег. Они заключали сделки с людьми, оказавшимися в безвыходном положении. Были и такие люди, которые прятали у себя евреев из любви к ближнему. 286 человек были убиты, однако около 50 человек в этом округе были спасены, и они остались живы благодаря поддержке поляков-христиан. Однако подобные случаи были исключениями.
Молодежь из гетто в Домброва
На примере города Домброва-Тарновска Грабовски показывает: если бы не было участия местного населения, то большее количество евреев смогли бы пережить холокост. Мотивы были различными: подстрекательство со стороны немцев, надежда на получение вознаграждения, страх наказания или просто существовавшие в течение столетий антисемитские предрассудки и обыкновенная корысть. А также, естественно, то одичание, к которому приводила постоянная антисемитская пропаганда оккупантов.
Конечно же, результаты исследования Грабовски ничего не меняют в отношении тех немцев, которые несут ответственность за гибель миллионов евреев. Однако они дополняют картину, делают ее более ясной. Любые попытки поставить под сомнение Холокост с помощью ссылок на атисемитские настроения поляков-католиков, совершенно не затрагивают сути самого вопроса.
И напоследок
И вот факт, более всего удививший меня при чтении. Уже после войны, когда фашистское государство было уничтожено, случилось одно из наиболее известных преступлений против евреев. 4 июля 1946 года в городе Кельце польские солдаты и гражданские лица в ходе погрома напали на евреев. Погром был спровоцирован распространившиеся слухи о похищении ребенка, якобы совершенного евреями. В ходе погрома были убиты 42 человека.
Захоронение праха евреев - жертв погрома в Кельце, Польша.
А как обстояли дела на оккупированной территории СССР?
Понятно, что антисемиты были и там. И в карательных отрядах, если верить статистике на 1 немца приходилось 7-8 местных жителей (или около 4 400 немцев на 55 500 местных жителей, если брать цифры по «Остланд»). А кроме карательных отрядов были и те, которые доносили на евреев, грабили их. Думаю, что эта информация не замалчивалась специально, но и не исследовалась подробно.
Какой можно дать прогноз по исследованиям Гросса?
Польское общество могут ждать новые, еще более неприятные, сюрпризы. Ведь Гросс в своих двух книгах основательно приступил к публичному раскрытию темы "евреи в Польше", которая может лечь черным пятном на репутацию нации "мучеников и героев".
Еще не описаны многие эпизоды происходившие во время Варшавского восстания, после освобождения Польши, да и Едвабне было далеко не единственным местом, где происходили страшные события.
Поляки позиционирующие себя, как борцы с ложью, должны понимать, что правда - это не улица с односторонним движение и правдивое освещение многих исторических эпизодов, происходившие с их участием, может не сильно обрадовать высокоморальное общество, больше озабоченное манерой подачи материала, чем его содержанием.