Мальчики-мажоры: первое поколение

Nov 01, 2011 12:10

Правящую, как сейчас модно говорить, элиту любого государства составляют
люди из плоти и крови. Они, как и простой народ, случается,
женятся-разводятся, рожают и воспитывают детей.




Летний отдых в Сочи на госдаче №9, 1934. Светлана Сталина
(в белом платье), И.В.Сталин, племянница жены С.М.Будённого,
С.М.Будённый, Василий Сталин, приёмный сын Сталина Артём Сергеев.

Также не вызывает никакого удивления, что дети элиты растут в
условиях, более или менее отличающихся от условий, в которых растут дети
простых людей. Тому есть масса причин, в том числе и вполне себе
объективных: и жизнь в крупных городах, преимущественно столичных, и
факт того, что иные родители являются охраняемыми персонами, и
стремление окружающих через детей «найти подход» к родителям, и прочая,
прочая, прочая… Впрочем, как учили классики, бывает особенное, и бывает
общее. «Элитная» молодёжь, как и любая другая, бывает не прочь
повеселиться, выпить, погулять с противоположным полом, совершает
безрассудные поступки, которые умудрённому возрастом и опытом человеку
иной раз просто в голову не придут.

С этой очевидной точки зрения твердокаменные большевики,
руководившие строительством и обороной молодого советского государства,
тоже не были исключением. Не претендуя на всеобъемлющую полноту, хотел
бы напомнить о некоторых ярких представителях первого поколения
мальчиков-мажоров Советского Союза. Гулянки и похождения некоторых из
них стали легендарным и обросли сплетнями. Но не они были главными.







Немцы пытались использовать факт пленения Якова
Джугашвили в своей пропаганде, но без особого успеха: измождённый
человек, упорно отказывающийся смотреть в камеру (за всё время плена он
так и не взглянул ни разу на фотографа), не выглядит убедительно
довольным своей участью.

Яков Иосифович Джугашвили (18.03.1907- 14.04.1943) - старший
сын И.В.Сталина от его первой жены Екатерины Сванидзе. Окончил Высшее
техническое училище в Москве, затем Артиллерийскую академию (5-летний
курс пройден за 2,5 года). Капитан Джугашвили вступил в бой с немцами 24
июня 1941 года в должности командира 6-й артиллерийской батареи
гаубичного полка 14-й танковой дивизии 7-го мехкорпуса 20-й армии. За
бой 7 июля 1941 г. у р. Черногостница под Сенно Витебской области
представлен к награде вместе с рядом других бойцов.

16 июля взят в плен. Застрелен охранником лагеря Заксенхаузен
(возможно, при совершении самоубийственной имитации попытки к бегству).

В 1977 г. награждён орденом Отечественной войны I степени посмертно.




Василий Иосифович Сталин (24.03.1921 - 19.03.1962, Казань) -
сын И.В.Сталина от второй жены Надежды Аллилуевой. Окончил Качинскую
Краснознамённую военную авиационную школу им. А.Ф.Мясникова (последнее
название - Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков,
создано 21 ноября 1910 года, расформировано 1 ноября 1998 года; однако в
2010 году министр обороны Сердюков, укрепляя российские ВВС,
переименовал Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков в
Качинское).

К началу войны - капитан, лётчик-инспектор при Главном штабе
ВВС. В январе 1943 полковник В.И.Сталин переведён в Действующую Армию
командиром 32-го гв. иап. За время командования полком совершил 27
боевых вылетов, лично сбил до двух самолётов, в том числе FW-190 (и, по
разным сведениям, до трёх - в группе). В мае был снят с должности за
произошедший в находящемся на пополнении в тылу полку трагический
инцидент (на рыбалке с использованием снарядов РС-82 в качестве
«глушителей» один офицер погиб, один лётчик-ас был тяжело ранен и
впоследствии комиссован, сам Василий получил осколочное ранение ноги). В
1944 назначен командиром 3-й, с февраля 1945 - 286-й иад. Награждён
двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом
Суворова II степени.

После войны - командир 1-го гв. ак, с 1948 - генерал-лейтенант
авиации, командующий ВВС Московского ВО. Депутат Верховного Совета СССР
(1949), «куратор» спортклуба ВВС и спорткомплекса ЦСКА, председатель
Федерации конного спорта СССР. Снят с должности в мае 1952 года за
потерю двух самолётов при проведении первомайского воздушного парада.

26 марта 1953 года приказом министра обороны Булганина уволен в
запас без права ношения военной формы (за «морально-бытовое
разложение»), 28 апреля того же года арестован, обвинён по ст. 58-1
(измена родине), 58-10 (антисоветская пропаганда) и 193-17
(злоупотребление служебным положением) УК РСФСР и в 1955 году осуждён
(«особым порядком», то есть без адвоката) к 8 годам ИТЛ, однако
содержался в тюрьме. Освобождён досрочно в январе 1960 г. по частичной
амнистии, изменено основание увольнения в запас, возвращено право
ношения военной формы, назначена пенсия. 16 апреля того же года
арестован КГБ «за продолжение антисоветской деятельности» и находился в
Лефортовской тюрьме до апреля 1961 года, после чего выслан в закрытый
город Казань сроком на 5 лет. По официальной информации, 19 марта 1962
года умер от злоупотребления алкоголем.

В соответствии с действующим законодательством Российской
Федерации должен быть признан жертвой политических репрессий и посмертно
реабилитирован по политическим обвинениям.





Артём Фёдорович Сергеев (05.03.1921 - 15.01.2008, Москва) -
сын революционера и государственного деятеля Фёдора Андреевича
Сергеева-«Артёма», погибшего в 1921 года в железнодорожной катастрофе.
Рос и воспитывался в семье И.В.Сталина с его другими детьми. В 1938
году, после окончания 10 классов 2-й Московской специальной
Артиллерийской школы, начал службу в РККА. Дослужившись до старшины,
поступил во 2-е Ленинградское артиллерийское училище и окончил его в
1940 году лейтенантом.

Вступил в боевые действия 26 июня 1941 года командиром взвода
152-мм гаубиц М-10. Был взят в плен, бежал, находился в одном из
партизанских отрядов, выведен за линию фронта. Участник обороны
Сталинграда, битвы за Днепр, боёв в Восточной Пруссии, Венгрии,
Германии. В общей сложности имел 24 ранения, в том числе два тяжёлых:
штыковое в живот и раздробление кисти руки. Победу встретил
подполковником, командиром артбригады. За Великую Отечественную
награждён тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского,
двумя орденами Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной
Звезды, а также медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За
оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы», «За освобождение
Праги», «За взятие Кенигсберга».

После войны окончил Артиллерийскую академию и Военную академию
имени К.Е.Ворошилова. Стал одним из основателей ракетно-зенитных войск
СССР. Вышел в отставку 1981 году с должности заместителя
генерала-инспектора по ПВО организации Варшавского договора в звании
генерал-майора артиллерии.





Степан Анастасович Микоян (12.07.1922-) - сын Анастаса
Ивановича Микояна - революционера, партийного и государственного
деятеля, кандидата в члены Политбюро ЦК ВКП(б) с 1929 года, члена
Политбюро с 1935, заместителя председателя Совнаркома с 1937, наркома
внешней торговли в 1938-1949, первого заместителя Председателя Совета
Министров СССР в 1957-1964.

В РККА с 1940 г., вместе с другом Тимуром Фрунзе в 1941 г.
окончил Качинскую военную авиационную школу (см. главку о В.И.Сталине),
лейтенант. В Действующей Армии с декабря 1941 года, лётчик-истребитель
11-го иап, оборонявшего Москву. На 13-м боевом вылете сбит по ошибке
своим истребителем, получил ранение. После излечения воевал в 32-м гв.
иап под Сталинградом, однако после гибели в воздушном бою брата
Владимира переведён в 12-й гв. иап ПВО Москвы.

После войны окончил ВВИА имени Жуковского и перешёл на
лётно-испытательную работу в НИИ ВВС имени В.П.Чкалова. Испытывал 102
типа и модификации летательных аппаратов, включая МиГ-23, МиГ-25,
МиГ-27, Су-15, Су-24. С 1978 года - зам. генерального директора по
лётным испытаниям НПО «Молния», участвовал в создании и испытании
корабля «Буран», руководил работами по орбитальной летающей модели
«Бор-4». С 1992 года - в отставке.

Генерал-лейтенант авиации (1980), заслуженный лётчик-испытатель
СССР (1963), кандидат технических наук (1980). За освоение новой
авиационной техники и проявленное при этом мужество в 1975 году
присвоено звание Героя Советского Союза; награждён орденом Ленина,
орденом Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени,
четырьмя орденами Красной Звезды.

Живёт в Москве.




Владимир Анастасович Микоян (26.01.1924-18.09.1942) - сын Анастаса Ивановича Микояна.

С началом Великой Отечественной войны добился досрочного
зачисления в Качинскую военную авиационную школу (см. главку о
В.И.Сталине), закончил ускоренный курс обучения в феврале 1942 г.,
лейтенант. С сентября 1942 года - лётчик-истребитель 434-го иап. Погиб
под Сталинградом в воздушном бою в одном из первых боевых вылетов.
Награждён орденом Красного Знамени посмертно.




Алексей Анастасович Микоян (1925- 19.12.1986) - сын Анастаса Ивановича Микояна.

В РККА с 1943 года, окончил ускоренный курс Вязниковской ВАШЛ.
Участник Великой Отечественной войны с сентября 1943 г. Воевал в составе
12-го гв. иап ПВО. После войны сдал экстерном экзамены за курс средней
школы, получил аттестат - и одним из первых советских лётчиков освоил
реактивные самолёты. Участвовал в воздушных парадах ведущим колонн
МиГ-15. Первым из советских лётчиков сбил ракету класса «земля-воздух».
Закончил Академию Жуковского, Академию Генерального штаба. Занимал
должность командующего авиацией Среднеазиатского ВО, в 1978-1986 был
зам. начальника Управления воздушным движением ВВС, генерал-лейтенант
авиации. Избирался депутатом Верховного Совета СССР.

Награждён двумя орденами Красного Знамени, орденом Трудового
Красного Знамени, тремя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной
войны I степени, орденом «За службу Родине в Вооружённых силах СССР» III
степени.





Тимур Михайлович Фрунзе (05.04.1923 - 19.01.1942) - сын
Михаила Васильевича Фрунзе (1885-1925) - революционера, затем
военачальника, председателя Реввоенсовета СССР, наркома по военным и
морским делам. С 1931 года воспитывался в семье К.Е.Ворошилова - наркома
по военным и морским делам СССР (1925-1934), затем наркома обороны СССР
(1934-1940).

В РККА с 1940 г., вместе с другом Степаном Микояном в 1941 г.
окончил Качинскую военную авиационную школу (см. главку о В.И.Сталине),
лейтенант. В Действующей армии с января 1941 года - лётчик-истребитель
161-го иап. Совершил 9 боевых вылетов на прикрытие наземных войск в
районе Старой Руссы, участвовал в трёх боях, сбил два немецких самолёта в
группе. В бою пары Яков с 8 истребителями немцев убит прямым попаданием
снаряда в голову; самолёт был подожжён, но при падении не взорвался,
что позволило похоронить лейтенанта Фрунзе (сначала - в посёлке Крестцы
Ленинградской области; после войны останки были перенесены в Москву на
Новодевичье клабище).

Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

О жизни Тимура Фрунзе рассказывает снятый в 1974 году режиссёром
Ией Мироновой фильм «В восемнадцать мальчишеских лет». Роль Тимура
исполнил Евгений Карельских. Получится найти - посмотрите, сейчас такие и
о таком не снимают.




Александр Александрович Щербаков (15.09.1925-) - сын
Александра Сергеевича Щербакова (1901-1945), секретаря, первого
секретаря разных обкомов ВКП(б), с 1941 - 1-го секретаря МГК ВКП(б),
секретаря ЦК ВКП(б), с 1942 - генерал-полковника, начальника Главного
политического управления РККА и начальника Совинформбюро.

В РККА с 1943 года, окончил ускоренный курс Вязниковской ВАШЛ. С
сентября 1943 по октябрь 1944 лётчик-истребитель 12-го гв. иап ПВО
Москвы. В октябре 1944 добился перевода на фронт, воевал в 176-м гв.
иап. Совершил 25 боевых вылетов, провёл 5 воздушных боёв, сбил в группе 1
немецкий самолёт.

В 1951 окончил Военно-воздушную академию имени Жуковского и стал
лётчиком-испытателем ГК НИИ ВВС. С 1953 по 1986 - на
лётно-испытательной работе в ЛИИ. Испытывал (в том числе на штопор и
критические режимы) такие самолёты, как МиГ-17ЛЛ, МиГ-19, Як-25, Як-27,
МиГ-21, Су-9, Як-28, МиГ-25, МиГ-23, МиГ-27, Су-24, Су-25.

Полковник авиации, заслуженный лётчик-испытатель СССР (1967),
кандидат технических наук (1986). За освоение новой авиационной техники и
проявленное при этом мужество в 1971 году присвоено звание Героя
Советского Союза; награждён орденом Ленина, орденом Красного Знамени,
орденом Трудового Красного Знамени, орденом Отечественной войны I и II
степеней.

В отставке с 1986 года, работал ведущим инженером в ОКБ имени А.И.Микояна. Живёт в Москве.

Это - далеко не единственные дети сановитых
родителей-большевиков, которые выбрали себе эту самую профессию - Родину
защищать. Лётчиками стали оба сына «главного безбожника» СССР Емельяна
Михайловича Ярославского (Минея Израилевича Губельмана, 1878-1943) - Владимир и Фрунзе Ярославские, причём Фрунзе Емельянович дослужился до генерал-майора авиации.




Друзья-курсанты Качи: Тимур Фрунзе, Степан Микоян, Владимир Ярославский.

Лётчиком-истребителем стал друг Алексея Микояна и Александра Щербакова Лев Булганин,
сын Николая Александровича Булганина, в разное время - председателя
правления Госбанка СССР, министра Вооружённых Сил, затем - обороны СССР,
председателя Совета Министров СССР.




Летчики 12-го гв. иап ПВО Москвы, 1944 г. Слева направо:
Лев Булганин, Вадим Иванов, Александр Щербаков, Алексей Катрич, Алексей
Микоян.

Ещё два сына Анастаса Микояна - Вано (1927-) и Серго (1929-2010)
были обвинены в участии в насчитывавшей несколько десятков участников
«юношеской антисоветской организации». К этому выводу пришёл следователь
Влодзимирский, расследовавший убийство несовершеннолетней дочери
назначенного послом в Мексику К.А.Уманского несовершеннолетним сыном
наркома авиационной промышленности А.И.Шахурина Владимиром, после
убийства застрелившимся. Вано и Серго отсидели полгода под следствием на
Лубянке и провели год в ссылке в Сталинабаде (Душанбе), после чего Вано (Иван) Микоян
окончил военную авиационную школу механиков, затем - ВВИА имени
Жуковского и стал авиаконструктором, работал в ОКБ своего дяди Артёма
Ивановича Микояна, участвовал в разработке самолётов МиГ-21 и МиГ-29. А Серго Микоян в 1952 году окончил МГИМО и стал видным советским специалистом по Латинской Америке.

Вязниковскую военную авиационную школу лётчиков окончил и стал истребителем Борис Бочков
(1924-1991) - сын Прокурора Союза ССР в 1940-1941 и 1942-1943 годах
Виктора Михайловича Бочкова (1900-1981). Впоследствии он стал
командующим войсками Московского округа ПВО, заместителем главкома ПВО
СССР, генерал-полковником авиации, входил в Центральную ревизионную
комиссию ЦК КПСС, избирался в Верховный Совет СССР.





Александр и Аркадий Чапаевы.

Стали офицерами сыновья легендарного героя Гражданской Войны Василия Ивановича Чапаева (1887-1919). Старший, Александр Чапаев
(1910-1985) выбрал артиллерию, прошёл всю войну, участвовал в учениях
на Тоцком полигоне в 1954 году, был начальником артиллерии Приволжского,
затем Московского ВО, вышел в отставку генерал-майором артиллерии.
Увидеть его, кстати, можно в документальном фильме о дважды Герое Советского Союза генерале Петрове (ссылка на фильм в конце заметки). Младший, Аркадий Чапаев
(1914-1939) стал военным лётчиком и, заканчивая программу первого курса
Военно-воздушной академии РККА, выполняя зачётный полёт на высший
пилотаж, будучи весьма опытным пилотом, по невыясненным причинам не
успел или не смог вывести И-16 из штопора.

В заключение приведу одно характерное письмо. Оно, как мне
кажется, помогает понять, о чём думали герои этой заметки - когда думали
о серьёзном.

Письмо курсанта Качинской школы Тимура Фрунзе приёмному отцу -
зам. председателя Совнаркома СССР, председателю Комитета обороны при СНК
СССР маршалу Ворошилову:
Здравствуйте, дорогой Климент Ефремович! Наверное,
удивляетесь, что я вдруг зачастил с письмами. Однако, к сожалению, на
этот раз я хочу поговорить с Вами о деле весьма-таки для меня важном.
Короче, не исключена возможность, что выпуск наш оттянется теперь сразу
на несколько месяцев, что само собой, нам совсем не улыбается. А дело
вот в чём - в школе нет бензина. Для нас это весьма важно, а поэтому я
постараюсь рассказать всё по порядку.

Видите ли, пребывание наше в лагере тем и ценно, что здесь
сделано всё для облегчения лётного курса обучения. Я Вам уже
рассказывал, что мы обеспечены прекрасными свободными аэродромами, в то
время как на Каче эскадрильи неделями простаивали в ожидании своей
очереди вылета. (Ведь количество курсантов в школе за этот год
увеличилось чуть ли не вдвое). Таким образом, лётную программу, которую в
лагере можно пройти за месяц, в школе пришлось бы проходить 2-3 месяца.

Вернусь теперь к главному.

Последнее время у нас бывали дни, когда половина лагеря
вынуждена была вместо полетов рвы копать. Не хватало бензина. Время
пропадало даром, в то время как срок окончания лагерного сбора
становился всё ближе. Ведь лагерь дан в наше распоряжение лишь по 1-ое
июня. А потом мы должны будем уступить его другим эскадрильям.

И вот, наконец, 24-го полёты во всей школе были прекращены. Нет
бензина! Мы, конечно, строили разные предположения о том, что могло
заставить Качинскую школу сидеть без бензина, винили чуть ли не
международную обстановку и т.п. И вот только сегодня мы узнали
(случайно, из разговоров с нач. шк. г-м т. Туржанским), что дело-то
гораздо проще. Оказывается, международная обстановка здесь ни при чём.
Оказывается, бензина как раз хоть отбавляй. Все школы нашего и
близлежащих округов переполнены им. И дело только в весьма странном его
распределении, при котором крупнейшая школа Союза осталась каким-то
образом обойдённой.

Климент Ефремович, ведь, если мы не успеем закончить лётную
программу в лагере, то на Каче мы раньше ноября (и это ещё по-божески!)
ни за что не закончим.

И, если дело в действительности так, а в этом я совершенно
убеждён, иначе и не стал бы писать, так ведь это же верх, мягко
выражаясь, несправедливости!!!

8.6.1941

ОТСЮДА

На память, История, Чтобы помнили!

Previous post Next post
Up