Оскаровские номинанты - фильмы особой породы, одновременно мощные и в то же время необычайно нудные; насыщенные событиями и при этом до зевоты медлительные, затрагивающие слишком широкий спектр проблем и оттого поверхностные; красивые, но порой абсолютно пустые. «Миллионер из трущоб», самая необычная работа Дэнни Бойла («Неглубокая могила», «На игле») и самый модный фильм сезона, изящно избегает этих крайностей подобно своему главному герою - 18-летнему сироте Джамалу Малику из трущоб в Мумбаи, которому удаётся удачно выкрутиться из передряги с мафией и волею случая добраться до наивысшей ступени телеигры «Кто хочет стать миллионером?». Профессора, доктора, юристы - никому прежде не удавалось выиграть больше шестнадцати тысяч рупий, Джамал - в шаге от двадцати миллионов. На предпоследнем вопросе заканчивается эфирное время, звучит гонг, шоу переносится на следующий вечер. В перерыве парня хватает полиция, пытает его, и всячески старается выбить признание в мошенничестве. В ответ получает от подозреваемого лишь историю его жизни - не слишком весёлую, но довольно логично подсказывающую верные ответы на вопросы телевикторины.
«Миллионер из трущоб» за гроши (пятнадцать миллионов долларов, не рупий) снят в Индии, с индийскими актёрами, но по американским стандартам. Здесь нет свойственных Болливуду песен и плясок, зато есть самая настоящая криминальная драма. Мать Джамала жестоко убивают во время индусско-мусульманского столкновения и тот, будучи ещё совсем ребёнком, вместе с братом Салимом и подругой Латикой слоняется по окрестным помойкам, пока все вместе они не попадают в бандитский приют и не наживают новых проблем. Снято это настолько необычно, технологично и динамично, что боишься упустить малейшую деталь (великолепно процитированную туалетную сцену из «Трейнспоттинга» пропустить при всём желании не удастся). Погони по беднейшим кварталам Мумбаи, погромы, промыслы воровством в поезде и ещё много-много других эпизодов из насыщенной жизни Джамала складываются в удивительно цельную и захватывающую историю.
Впрочем, Голливудом здесь тоже не пахнет: «Миллионер из трущоб» - в обоих смыслах инди-фильм (индийский и indie, то есть независимый), но при этом максимально мэйнстримовый, для широкой, если не сказать для широчайшей аудитории (кассовые сборы в США тому подтверждение), где нашлось место и добру, и справедливости. Это, наверное, самый совершенный из инди-фильмов, где талантливо сделана буквально каждая сцена и каждый кадр. Это тот случай, где наглядно видна и слышна работа всей творческой группы, когда аудиовизуальный микс даёт сильнейший эффект. В этом фильме могло бы не быть столь продвинутого монтажа, но эффект не разрушался бы - режиссёр, оператор и художник знают своё ремесло. В этом фильме могло бы не быть музыки, зато остался бы саунд-дизайн, который легко бы мог взять на себя функции рассказчика. Но музыка здесь есть, и она, как и цветовая гамма, яркая, и динамичная подстать общему темпу. Чего здесь только стоит драйвовая вступительная песня «O... Saya» певицы M.I.A. и композитора Рахмана (индийский аналог Тимбаленда, не иначе), который даёт такой электронный бит, что душа уходит в пятки, а сердце ускоренно колотится.
Последние лет десять Бойл пытался всячески угодить капризному зрителю: выбирал на главную роль красавчика Леонардо ДиКаприо («Пляж»), снимал зомби-хоррор для подростков («28 дней спустя»), или же вольно перекраивал сюжет «Армагеддона» («Пекло»). Но только сейчас, видимо отчаявшись и пойдя на столь радикальные перемены, отгрохал стопроцентный хит. Семь наград «Британской академии кино и телевидения», четыре «Золотых глобуса» и ещё множество других наград, ещё десять номинаций на «Оскар» - если отхватит хотя бы часть из этих статуэток, будет не удивительно.
«Миллионер из трущоб» в прокате с четверга, в
сообществе фильма много полезного, как, например, ремикшированный
трейлер от Addictive TV, интересный с точки зрения звука.