За более чем сто лет, прошедших со времени написания этих слов, многое изменилось - и не все в лучшую сторону. Тьма по-прежнему отвергает свет, она сгущается, и, полагают некоторые дети Божьи, вот-вот поглотит все. Для тревоги есть основания, силы, которые отвергают Христа и правду Его, множатся.
Сейчас люди, противящиеся Богу, все активнее, все изощреннее выступают против Христа, причем выступают от имени всей западной культуры.
Между тем она обязана своим появлением и расцветом как раз христианству. Казалось бы, это бесспорно - но как раз это оспаривается, особенно яростно - в наши дни. На Западе, некогда бывшем оплотом христианства, множится число отпавших, ширится неверие.
Атеисты любят изображать историю человечества, как историю постепенного освобождения от религии, как борьбу атеизма с невежеством и отсталостью, под которыми они разумеют веру. И, полагают они, дело идет к полной победе неверия над «мракобесием». Влиятельный католический кардинал Пупар говорит, что в Европе уже существуют скрытые формы преследования за христианские убеждения: «Христиан высмеивают из-за их веры, молодые семьи, желающие иметь много детей, подвергаются остракизму, людей, выступающих против однополых браков, называют «нетерпимыми». Все эти формы гонений, скрытые или открытые, со временем принесут свои горькие плоды».
Уже приносят. Да, недостатков и грехов в историческом христианстве немало. Но пусть неровно, пусть с попятными движениями шло и самому христианству, особенно в Новое время, которое началось с Реформации и иногда именуется эпохой модерна.
Христианство - а не его отрицание - создало великую культуру, к которой мы принадлежим. Этого европейские атеисты не хотят признавать и даже добились того, что в проект Европейской конституции не включили положение о христианских корнях Европы. Их уподобляют известным животным, подрывающим корни дуба, желудями с которого они питаются.
Возникает нериторический вопрос: не подроют ли окончательно? Многие уже говорят, что мы живем в «постхристианском мире», но им не хочется верить. Да, влияние религии на Западе падает. Но надо помнить, что Церковь Христова - это не институциии, не храмы, не обряды, хотя и те, и другие, и третьи бывают не только полезны, но и необходимы. Если живо слово Христово в сердцах людей, то жива и Церковь.
Вера не исчезает, она видоизменяется, причем часто в худшую сторону. Однако это означает только, что сбывается слово Христа, Который Сам предупредил нас о грядущих испытаниях. В церквах все меньше народа, многие пренебрежительно говорят о вере. Но никогда не переведутся подлинные христиане. Слова апостола «Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток» (Послание к Римлянам, глава 11, стих 5) справедливы и в наши дни. А этим остатком и стоит мир.
И если его влияние кончится, кончится и наша цивилизация, от чего да убережет нас Господь. Опасность очень велика, и нынешнее Рождество дает много тому подтверждений. Некогда это был самый светлый и самый радостный праздник, прежде всего для детей. Это елки, шоколад, игрушки, бенгальские огни, фейерверки. А когда-то на Руси дети ходили с вифлеемской звездой, колядовали, им щедро подавали. У нас есть Дед Мороз, а на Западе - Санта-Клаус или просто Санта. Особенно радуются те, кто еще не задавал великий вопрос: «А Дед Мороз (Сайта Клаус) действительно существует, или это понарошку?»
Теперь же находятся толкователи, которые с умным видом говорят, что рождественские подарки ничего, кроме вреда, детям не приносят, ибо воспитывают в них жадность и эгоизм. В магазинах некоторых западных стран продавцам еще на прошлое Рождество запретили говорить покупателям «Счастливого Рождества!» - это, дескать, оскорбляет нехристиан, а их сейчас на Западе много.
Говорят, что наступила эпоха мультикультурализма, все культуры перемешались. Говорят даже, что это соответствует Библии, приводят слова апостола Павла: «нет ни Еллина, ни Иудея» (Послание к Колоссянам, глава 3, стих 17), полагая, что тем самым христианство чуть ли не отменило национальные и культурные различия. Хотя у Павла здесь речь идет о любви Христа к людям, которая, как следует из Нового Завета, действительно распространяется на всех, будь то грек, иудей, римлянин, ефиоплянин, скиф или варвар. Из чего, однако, никак не следует, будто национальные различия не имеют значения и подлежат изживанию, как то утверждали марксисты.
У Запада нет ресурсов для поглощения иных культурных миров, напротив - он сам поглощается ими. Этому способствуют либерализм, плюрализм, секуляризм и иные концепции, среди которых мультикультурализм - одна из самых опасных по мнению защитников культурной самобытности Европы. Другие цивилизации по-прежнему стоят на своей отдельности и не спешат пустить к себе иные культуры, как это бездумно делает Запад. Напротив, они становятся все более закрытыми. В восточно-азиатском мире нет сколько-нибудь значительных европейских анклавов, тогда как китайские (корейские, японские, вьетнамские) кварталы встречаются почти во всех западных мегаполисах. То же справедливо и в отношении исламского мира: мусульмане уже составляют заметную часть населения на Западе, тогда как в исламском мире число христиан сокращается, причем даже христиан-арабов, живших там с апостольских времён. Крайние пессимисты утверждают, что рано или поздно (скорее рано) Европа станет «зеленой», т.е. исламской, - в пользу этого свидетельствует демография, она может утратить право «первородства»: об этом говорит, среди прочих признаков, и отказ от Рождества.
Это очень тревожный факт, свидетельствующий о дехристианизации нашего культурного ареала. Неудивительно, что таким ярым секуляризаторам возражают даже представители мусульманских общин, которые полагают, что запрет традиционной рождественской символики не является свидетельством уважения к их вере, а скорее возымеет обратный эффект и вызовет у местного населения недовольство иммигрантами.
Когда-то для некоторых христиан за четыре воскресенья до Рождества начинался Адвент - подготовка к Рождеству и воцарялась праздничная атмосфера. Украшали жилища, ставили елки. А теперь борцы за политкорректность даже слова «рождественская елка» объявили неполиткорректными - надо говорить «праздничное дерево». А еще лучше вообще не устанавливать никаких елок... Особенно свирепствуют противники Рождества в Англии. Во многих странах было принято изображать ясли, в которых родился Христос - так и это сочли неполиткорректным, подняли бурную камланию против них. И кое-где добились своего - сценки на рождественские сюжеты, столетиями украшавшие города Европы, исчезли.
Такая политкорректность совершенно явно перерастаете богоборчество. Истребление всякого намека на религию доходит до паранойи. Папа Римский Бенедикт XVI заявил, что «устранение религиозных символов из общественных мест не может считаться здоровым проявлением светского характера государства». Спикер английского парламента назвал абсурдными попытки убрать все рождественские украшения из общественных мест, в возражениях не было недостатка, самое мягкое выражение, которое употребляли противники нелепых запретов, были слова «полный идиотизм», но это не возымело действия, рождественская символика исчезла.
В знак протеста жители стали украшать ею свои дома, кое-кто делал на фасадах жилищ целые неоновые панно на рождественские сюжеты, но все же впечатления победы здравого смысла нет. Не дают его и результаты опросов, до которых так охочи американцы: они показали, что 69% из них предпочитают прежнее приветствие «Счастливого Рождества!» и лишь 23% - политкорректное «Счастливых праздников!» (Если кому-то интересно: «Счастливого Рождества!» предпочитают 85% республиканцев и 61% демократов.}
Можно отмахнуться от всех этих неприятных эксцессов, объяснив их временным умопомрачением. Некоторые так и говорят, но, похоже, явление это отнюдь не временное. В нем сказывается противление людей Богу, вещь очень давняя. Сейчас оно становился особенно коварным, ему дается философское обоснование. И занимается подведением теоретической базы под новое безбожие чрезвычайно влиятельное течение современной мысли, именуемое постмодернизмом. Он, как следует уже из его названия, считает, что эпоха модерна, начавшаяся Реформацией, завершилась и наступила новая эра.
Постмодернизм - не только философия, это новое мироощущение, при котором утрачивается охота и вкус к поискам истины, объявляются бессмысленными базовые понятия: реальность, индивидуальность, историк и т.п. - все это якобы не нужно и совершенно несущественно. Постмодернизм - это принятие всего и, как следствие, утрата интереса ко всему. Как давно было замечено, если все разрешено, то ничего не хочется; в религиозном аспекте: если все религиозно, то ничто не религиозно. С точки зрения верующего человека, идет обессмысливание жизни, и «смысловой вакуум» стремятся заполнить демонические силы, которым надо сопротивляться.
Постмодернизм сводит веру к личному мнению: она имеет право на существование, но как «частное дело», равное любому другому. Можно быть верующим, можно быть неверующим - это не имеет никакого значения, христианство ничуть не лучше и не хуже веры в летающие тарелки. Если раньше врагом веры, особенно в России, было активное безбожие, то теперь им становится религиозное безразличие и допустимость любых религиозных воззрений. Можно праздновать Рождество, можно не праздновать - это дело вкуса. На практике, однако, оказывается, что громче всех звучат голоса тех, кто не празднует - и они навязывают свое мнение другим.
Постмодернисты - а не мусульмане, не иудаисты, не буддисты, не конфуциане - выступают против Рождества. Это антихристианское движение не пришло извне, оно зародилось в недрах самой западной культуры. Сейчас говорят о столкновении цивилизаций, особенно много - о противостоянии ислама и христианства. Тут действительно все непросто. Но беда Европы вовсе не в агрессивности ислама, хотя в нем есть экстремистские течения, которые больше всего хлопот доставляют самим мусульманам. Беда Европы в ослаблении христианства, в отказе от него. Будь оно прочным, никакое другое вероучение, никакая другая культура не смогли бы причинить Западу никакого вреда.
Тем не менее...
Нельзя исключать и того, что Европу отпевают преждевременно. Никто не может сказать, что ее творческий потенциал, заданный христианством, уже исчерпан, и что на смену ей грядет новый носитель и хранитель ценностей современного общества. Пока Запад остается несомненным лидером, и рычаги роста по-прежнему у него. Да, японцы и китайцы научились мастерски изготавливать компьютерную технику, но до компьютера додумался все-таки Запад. Они способны довести до совершенства любую техническую идею, но сами идеи, определяющие лицо мира, все еще рожд Дело не в том, что творческие личности живут исключительно на Западе, талантами не обделена ни одна цивилизация. Но только на Западе все еще действует христианская закваска: человек должен подражать Творцу «...подражайте Богу, как чада возлюбленные» (Послание к Ефесянам, глава 5, стих 1). В других религиях это просто немыслимая вещь, поскольку в них нет концепции Боговоплощения, и призыв подражания Богу часто воспринимается как кощунство. Они требуют почти исключительно слепого повиновения высшим силам. В наибольшей мере человек уподобляется Творцу всего сущего в творчестве. Этого свойства не утратила и нынешняя Европа.
И вообще совершенно неверно полагать, будто мир и все богатства в нем отданы лукавому. Да, лукавый силен в этом мире, но именно в нем мы должны проходить свое поприще, свидетельствуя о Христе. Господь дал нам достаточно сил, чтобы противостоять злу. Верующего человека не так просто «зомбировать». Личность всецело принадлежит Богу - даже когда она не признает Его и не верит в Него. Современный европеец привык на первое место ставить не вопросы веры, а вопросы социально-экономические. Но давно было сказано: у кого Бог не на первом месте, у того Он ни на каком. Ход истории направляет Господь, а не лукавый, хотя по греховности нашей он отвоевывает себе все новые и новые плацдармы.
В этом году и в самый радостный праздник - Рождество трудно отделаться от грустных мыслей. Но они не должны затмевать для нас радостный смысл происшедшего более двух тысяч лет назад. Любовь Бога безгранична, «... так возлюбил Бог мир, что отдал сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна, глава 3, стих 16). Для этого Сын пришел в мир в день Рождества.
Христос пребудет с нами, живущими ныне, пока мы верны Ему. Он даст все, что обещал, ибо Он верен, о чем Сам возвестил в трех Евангелиях: « Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Евангелие от Матфея, глава 24, стих 35; Евангелие от Марка, глава 13, стих 31; Евангелие от Луки, глава 21, стих 331. Вот что был возвещено миру в ту «тихую ночь, святую ночь»...
И.Подберезский