История празднования Рождества

Dec 12, 2009 22:59

ANNO DOMINI

25 декабря западный христианский мир празднует Рождество Христово. Хотя, надо признать, что до середины III века христиане вообще не интересовались датированием момента рождения Иисуса.

Дата исчисления лет от Рождества Христова возникла отнюдь не в «нулевой» год, а в 525 г., по предложению архивариуса папы римского, скифского монаха Дионисия Малого (Эгзегиуса). Он получил особое задание от папы Иоанна I - рассчитать на очередной 95-летний период пасхалию - таблицу дней празднования христианской Пасхи.

До тех пор отсчет велся от дня, когда император Диоклетиан взошел на престол. Дионисий отказался от этой системы летоисчисления, и в основу собственных расчетов положил другую дату. По его подсчетам, Иисус родился 25 декабря, через 753 г. после основания Рима. Этот год (753-й от основания Рима) он назвал первым годом после Рождества Христова (Anno Domini). Даты дней Пасхи Дионисий записал не в годах эры Диоклетиана и месяцах египетского календаря, как было ранее, а в годах эры «от Рождества Христова» и месяцах юлианского календаря, популярного в Римской империи, что существенно облегчило христианам расчёт даты Пасхи.

Дионисий записал, что при подсчете времени рождения, смерти и воскресения Иисуса Христа руководствовался Евангелиями. Но не оставил никаких указаний, почему в своей пасхалии он положил, что 248 г. эры Диоклетиана равен 532 г. «от Рождества Христова» и что 1-е тота 248 г. эры Диоклетиана равно 29 августа 531 г. от Р.X. Тем не менее, его расчеты были использованы Римской церковью в 533 г., когда было введено летоисчисление новой эры.

СИМВОЛИКА РОЖДЕСТВА

Относящаяся к Христу символика света и жизни восходит к Иоанну Крестителю, а также апостолу Иоанну, который заявил, что Христос является для нас настоящим Светом и Жизнью.

Но почему именно 25 декабря? Дело в том, что день зимнего солнцестояния (праздник «непобедимого солнца» - Natali sol inviti) имел большое значение в жизни древних римлян. Начинает увеличиваться длина светового дня и нарастает сила Солнца, источника всего живого на Земле. Утвердив христианство как государственную религию, римские императоры надеялись привлечь язычников в церковь, облегчить им принятие христианства. Так появилось сравнение: подобно тому, как солнце освещает землю и дает начало всему сущему, Иисус просвещает души людей, разгоняет мрак языческого неверия. Поэтому ранние римские христиане соединили два праздника в один. Первое Рождество Христово было отпраздновано в Риме 25 декабря 330 г., на Ватиканском холме, у стен возводившегося там христианского храма.

Только Матфей и Лука описывают Рождество Христово. И если бы точная дата имела значение, Господь сохранил бы её на века. Зная человеческую природу, Иисус Христос, вероятно, не хотел, чтобы этот день превратили в культовый обряд, потому и охранил в тайне точную дату Своего рождения. Ведь суть не столько в том, что Он родился когда-то давно в Вифлееме, сколько в том, чтобы Он родился в наших сердцах сейчас.

Для средневекового христианина Рождество было таким большим праздником, что многие ожидали в этот день второго пришествия Христа или Страшного суда. В иконографических представлениях сцена Рождества появилась на саркофагах в IV веке и до сих пор вдохновляет искусство. Так возникли вол и осел, навсегда вошедшие в число свидетелей Рождества в Вифлееме. С XIII века в Италии начали мастерить вертепы, которые еще называют «Библией бедняков». К концу средневековья легенды и гимны трубадуров превратили мудрецов-волхвов в царей, сопровождаемых пышными свитами, в хлеву появились домашние животные, а Дева Мария стала изображаться стоящей на коленях перед Младенцем, поклоняясь Ему.

Восточно-христианская церковь имеет иную традицию представлять Рождество. Византийские художники изображали Деву Марию лежащей на кровати, а при ней - двух повитух, одна из которых обмывает Младенца. По преданию, одна из повитух, Саломея, усомнилась в том, что Дева могла родить и, чтобы удостовериться в этом, прикоснулась к ней. В этот миг рука Саломеи «отнялась, как в огне». Затем, правда, Саломея исцелилась, когда взяла Младенца на руки.

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЁЛКА

В Германии ежегодно продают в эти дни почти 30 млн. елей. Многие немцы передают ёлочные украшения из поколения в поколение. Ещё Иоганн Вольфганг Гёте писал о ёлке в праздничном блеске огней („Tanne im Lichterglanz“).

Обычай наряжать ёлку пришёл из язычества. В средневековые времена было принято украшать дом ветками ели, омелы и можжевельника. Это должно было принести хозяину здоровье и благосостояние. В XVI веке в Эльзасе ёлки стали устанавливать на городских площадях, наряжая их цветными лентами и сладостями. В XVIII веке в оформлении появились свечи. С XIX века рождественские ели распространились по всей Европе, сначала в больших городах, а потом и в сёлах. Тогда же появились первые стеклянные шары и серебряный «дождик», главными цветами ёлочных игрушек стали красный, зелёный, золотой и серебряный.

Рождественские ёлки быстрее «прижились» в протестантских регионах, но католическая церковь долго сопротивлялась языческому обычаю, вытеснившему традиционные вертепы. И только в середине XX века ёлки появились и в католических церквах. В 1982 г. папа Иоанн Павел II впервые установил такую ель на площади Святого Петра в Риме.

Сейчас ели больше не вырубают в лесу, по крайней мере в странах Евросоюза, их выращивают на специальных плантациях, и это довольно прибыльный бизнес. Особенно популярны на Западе «пихты Нордманна» (нем. Nordmanntanne, лат. Abies nordmanniana), родина которых - Кавказ. Около пяти - десяти лет, в зависимости от высоты, требуется, чтобы вырастить такую красавицу. А цена «голубой ели» в Германии - от 10 до 20 евро за метр.

Григорий РЯБОВ
Источник: http://www.baptist.org.ru/articles/art/421

традиции, статьи

Previous post Next post
Up