В один из римских дней мне удалось с разницей в пару часов сравнить и воспринять два римских двора разных стилей - Канчеллерия и Сапиенца.
Дворец Канчеллерия - постройка Браманте между 1489 и 1513 годами.
![](http://ic.pics.livejournal.com/pastilka_art/76923787/234753/234753_600.jpg)
Считается одним из первых дворцов в ренессансном стиле.
Название получило от папской канцелярии, которая располагалась в этом здании.
И это несомненно один самых часто встречающихся примеров у Вельфлина!
![](http://ic.pics.livejournal.com/pastilka_art/76923787/235158/235158_600.png)
Здание довольно большое, украшает своими фасадами 2 улицы.
Но честно говоря, если его специально не искать, то это просто покажется одним из римских домов.
Сам фасад я не сфоткала, несмотря на то, что он был в списке того, что надо посмотреть.
Мимо двора мы прошли случайно. Вдруг увидели, и поняли, что туда очень хочется.
И только войдя сообразила, что это знаменитый внутренний двор Канчеллерии!
![](http://ic.pics.livejournal.com/pastilka_art/76923787/235355/235355_600.jpg)
Место невероятной гармонии и спокойствия. Не хочется уходить, дышится легко и размеренно, дыхание свободное, все вокруг - услада для глаза. Внутри выставка моделей по чертежам Леонардо.
![](http://ic.pics.livejournal.com/pastilka_art/76923787/235704/235704_600.jpg)
Ритм круглых колонн, полукруглых арок, кругов, полукруглых окон.
Ярусы аркады двора соответствуют фасаду самого палаццо.
Пропорции этажей усиливают впечатление высоты. Колонны второго яруса меньше колонн первого, а верхние пилястры - меньше колонн второго яруса, хотя все ярусы имеют почти одинаковую высоту!
И это поразительно! Это дает невероятное ощущение легкости, полета и стремления вверх.
Интересно и цветовое решение: серые колонны, белые арки, желтые стены и терракотово-кирпичный верх. Это усиливает "полет".
![](http://ic.pics.livejournal.com/pastilka_art/76923787/235882/235882_600.jpg)
Через несколько кварталов от Канчеллерии находится церковь Сант-Иво алла Сапиенца.
Я знала, что это церковь Борромини с вогнутым фасадом (строительство 1642-60 гг., в помещениях вокруг церкви раньше располагался университет). Искала ее, но не зная, что церкви предшествует двор.
И опять наткнулась случайно.
Вообще, такие счастливые случайности постоянно происходят в Риме. Этот город определенно обладает магией.
Проходишь мимо, заглядываешь во двор и замираешь "на пороге".
![](http://ic.pics.livejournal.com/pastilka_art/76923787/236266/236266_600.jpg)
Внутри пусто (в отличии от недавнего двора канчелерии).
Идти дальше не хочется. Что-то не так. Очень тревожно, неспокойно.
Стоишь какое-то время (а не сбежать ли отсюда), но потом маленькими шажочками двигаешься внутрь.
Нет! Тебя просто всасывает туда! И ты даже не заметил, как уже стоишь почти у вогнутой стены церкви.
Засосало!
И ведь не отпускает. Мы провели там минут 30... просто стоя в этом дворе.
![](http://ic.pics.livejournal.com/pastilka_art/76923787/236348/236348_600.jpg)
Я физически чувствую учащенное сердцебиение, повышенное давление крови, сильное возбуждение.
В порыве эмоций я забыла сделать фотографии общего вида двора, поэтому взяла их из интернета.
Но есть мои фото деталей аркады:
![](http://ic.pics.livejournal.com/pastilka_art/76923787/245671/245671_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/pastilka_art/76923787/245345/245345_600.jpg)
И вроде совсем недавно я была в очень похожем дворе, но отчего чувство такое тревожное!?
Почему у меня трясутся руки, пот, возбуждение?
За счет чего пропало спокойствие?
Открываю фотку с Канчелерией и начинаю осознавать...
![](http://ic.pics.livejournal.com/pastilka_art/76923787/237133/237133_600.jpg)
1. Форма двора.
Канчелерия квадратная и замкнутая. Стоишь посередине, куда не посмотришь, не повернешься - всюду стройная аркада, форма спокойная, постоянная.
![](http://ic.pics.livejournal.com/pastilka_art/76923787/238141/238141_600.jpg)
Сапиенца прямоугольная, вытянутая. И с одной стороны аркады нет, там вогнутый фасад церкви.
![](http://ic.pics.livejournal.com/pastilka_art/76923787/238471/238471_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/pastilka_art/76923787/238045/238045_600.jpg)
2. Колонны.
В Канчеллерии тонкие и круглые колонны, в Сапиенца просто толстые столбы с пилястрой в центре.
3. Пропорции и декор ярусов
Если первый и второй ярусы примерно одинаковы в обоих дворах, то третий ярус в Сапиенца как бы утоплен.
Его не сразу видно и под некоторыми ракурсами постройка кажется двухярусной, более приземистой. Нет ощущения стремления вверх.
Сами арки Сапиенцы более узкие и вытянутые.
У второго яруса мощный балкон снизу и сильно выступающий карниз сверху.
За счет этого ярус кажется главным, тогда как в Канчеллерии все 3 яруса равноценны по "весу".
В Канчеллерии наверху 3го яруса небольшие окна, в Сапиенца вместо них крупные ниши с гербами кланов Рима.
На фото Пчелы Барберини.
![](http://ic.pics.livejournal.com/pastilka_art/76923787/239958/239958_600.jpg)
4. Церковь
Одну из сторона двора Сапиенца занимает церковь с вогнутым фасадом.
Мало того, что сам фасад обладает "втягивающим" эффектом, форма церкви и особенно спиралевидный шпиль создает движение.
Она стремится ввысь, но одновременно нависает и давит сверху.
В Канчелерии было чистое ощущение стремления вверх, а тут тебя наоборот придавливает сверху.
![](http://ic.pics.livejournal.com/pastilka_art/76923787/238796/238796_600.jpg)
![](http://ic.pics.livejournal.com/pastilka_art/76923787/239038/239038_600.jpg)
5. Цвет
В Канчелерии есть переход красок от серо-белого и желтого к терракоте.
Сапиенца в реальности практически однотонная бело-серая, с вкраплениями персикового.
Но самый главный инсайт случился уже после возвращения.
На прошлой неделе в самолете я листала журнал и наткнулась на рекламу Damiani.
![](http://ic.pics.livejournal.com/pastilka_art/76923787/239360/239360_600.jpg)
На фото в центре двор Сапиенца. Как же было приятно его узнать!
И не знаю, видно ли это по картинке на рекламе... Но после того как видел вживую, и вспоминая свои эмоции - я понимаю, что это фото не имеет ничего общего с дизайном этих колец.
Правда же?