Палаццо Канчелерия и двор Сапиенца

May 03, 2017 18:09

В один из римских дней мне удалось с разницей в пару часов сравнить и воспринять два римских двора разных стилей - Канчеллерия и Сапиенца.

Дворец Канчеллерия - постройка Браманте между 1489 и 1513 годами.



Считается одним из первых дворцов в ренессансном стиле.
Название получило от папской канцелярии, которая располагалась в этом здании.

И это несомненно один самых часто встречающихся примеров у Вельфлина!



Здание довольно большое, украшает своими фасадами 2 улицы.
Но честно говоря, если его специально не искать, то это просто покажется одним из римских домов.

Сам фасад я не сфоткала, несмотря на то, что он был в списке того, что надо посмотреть.

Мимо двора мы прошли случайно. Вдруг увидели, и поняли, что туда очень хочется.
И только войдя сообразила, что это знаменитый внутренний двор Канчеллерии!




Место невероятной гармонии и спокойствия. Не хочется уходить, дышится легко и размеренно, дыхание свободное, все вокруг - услада для глаза. Внутри выставка моделей по чертежам Леонардо.



Ритм круглых колонн, полукруглых арок, кругов, полукруглых окон.
Ярусы аркады двора соответствуют фасаду самого палаццо.

Пропорции этажей усиливают впечатление высоты. Колонны второго яруса меньше колонн первого, а верхние пилястры - меньше колонн второго яруса, хотя все ярусы имеют почти одинаковую высоту!
И это поразительно! Это дает невероятное ощущение легкости, полета и стремления вверх.

Интересно и цветовое решение: серые колонны, белые арки, желтые стены и терракотово-кирпичный верх. Это усиливает "полет".



Через несколько кварталов от Канчеллерии находится церковь Сант-Иво алла Сапиенца.

Я знала, что это церковь Борромини с вогнутым фасадом (строительство 1642-60 гг., в помещениях вокруг церкви раньше располагался университет). Искала ее, но не зная, что церкви предшествует двор.
И опять наткнулась случайно.
Вообще, такие счастливые случайности постоянно происходят в Риме. Этот город определенно обладает магией.

Проходишь мимо, заглядываешь во двор и замираешь "на пороге".



Внутри пусто (в отличии от недавнего двора канчелерии).

Идти дальше не хочется. Что-то не так. Очень тревожно, неспокойно.
Стоишь какое-то время (а не сбежать ли отсюда), но потом маленькими шажочками двигаешься внутрь.

Нет! Тебя просто всасывает туда! И ты даже не заметил, как уже стоишь почти у вогнутой стены церкви.
Засосало!
И ведь не отпускает. Мы провели там минут 30... просто стоя в этом дворе.



Я физически чувствую учащенное сердцебиение, повышенное давление крови, сильное возбуждение.
В порыве эмоций я забыла сделать фотографии общего вида двора, поэтому взяла их из интернета.

Но есть мои фото деталей аркады:





И вроде совсем недавно я была в очень похожем дворе, но отчего чувство такое тревожное!?
Почему у меня трясутся руки, пот, возбуждение?
За счет чего пропало спокойствие?

Открываю фотку с Канчелерией и начинаю осознавать...



1. Форма двора.
Канчелерия квадратная и замкнутая. Стоишь посередине, куда не посмотришь, не повернешься - всюду стройная аркада, форма спокойная, постоянная.



Сапиенца прямоугольная, вытянутая. И с одной стороны аркады нет, там вогнутый фасад церкви.





2. Колонны.
В Канчеллерии тонкие и круглые колонны, в Сапиенца просто толстые столбы с пилястрой в центре.

3. Пропорции и декор ярусов
Если первый и второй ярусы примерно одинаковы в обоих дворах, то третий ярус в Сапиенца как бы утоплен.
Его не сразу видно и под некоторыми ракурсами постройка кажется двухярусной, более приземистой. Нет ощущения стремления вверх.
Сами арки Сапиенцы более узкие и вытянутые.
У второго яруса мощный балкон снизу и сильно выступающий карниз сверху.

За счет этого ярус кажется главным, тогда как в Канчеллерии все 3 яруса равноценны по "весу".

В Канчеллерии наверху 3го яруса небольшие окна, в Сапиенца вместо них крупные ниши с гербами кланов Рима.
На фото Пчелы Барберини.



4. Церковь
Одну из сторона двора Сапиенца занимает церковь с вогнутым фасадом.
Мало того, что сам фасад обладает "втягивающим" эффектом, форма церкви и особенно спиралевидный шпиль создает движение.
Она стремится ввысь, но одновременно нависает и давит сверху.
В Канчелерии было чистое ощущение стремления вверх, а тут тебя наоборот придавливает сверху.






5. Цвет
В Канчелерии есть переход красок от серо-белого и желтого к терракоте.
Сапиенца в реальности практически однотонная бело-серая, с вкраплениями персикового.

Но самый главный инсайт случился уже после возвращения.
На прошлой неделе в самолете я листала журнал и наткнулась на рекламу Damiani.



На фото в центре двор Сапиенца. Как же было приятно его узнать!

И не знаю, видно ли это по картинке на рекламе... Но после того как видел вживую, и вспоминая свои эмоции - я понимаю, что это фото не имеет ничего общего с дизайном этих колец.
Правда же?

рим, барокко, ренессанс, вельфлин, архитектура

Previous post Next post
Up