Метрополис - эссе

Jan 15, 2017 02:24

Первое, на что я обратила внимание - это музыка в самом начале, да и само начало очень напомнило Гибель Богов.

Спины рабочих сзади - как рисунки заключенных из концлагерей, которые я видела в музее Холокоста.



Машина - Молох - печи асвенцима..

Но!
Ведь фильм снят в 1927 году! ДО второй мировой войны?! Позже я узнала, что Метрополис был любимым фильмом Гитлера. И сложилось впечатление, что кто-то воспринял этот фильм неправильно.



Элементы структуры:

1. Весь фильм построен на многочисленных контрастах и сравнениях.

1) Город рабочих VS Город над землей

Рабочие на работающем заводе движутся механистически, одинаково.
Они - неживые, как механизмы. Они - части этой машины.



Случился взрыв, минутное движение, но раненных унесли и все снова работает дальше.
Сама машина огромна, занимает весь кадр. Видится Фредеру Молохом, пожирающим людей.



Город
(Кажется, Лукас вдохновлялся Метрополисом при создании Звездных войн...)



Город линеен, графичен, даже кажется статичным.
Точнее там движутся машины, летают самолеты, но по конкретно заданной траектории, и это создает ощущение полной механистичности.

Фигурки машин и людей малюсенькие, город огромен и заполняет весь кадр. Сам город - тоже механизм.
Показывают разные ракурсы города. Но он стоит, машины движется и ничего не меняется, ничего не происходит.
Все подчинено одному линейному ритму.
Вид на город из кабинета Фредерсона из огромного окна.
Очень частый прием в фильмах где есть «главный злодей», смотрящий на небоскребы из окна своего кабинета.
При этом окно все в «решетку».



Решетки и в городе рабочих! Их ломает толпа, их выламывает Фредер, когда спасает детей.

Мир Города наверху: клубы, библиотеки, стадионы
Монументальность, надменность, самолюбование



Другой мир - фонтан, танцы, спортивные соревнования.
Но! Герои такие же неживые как и рабочие.
Движутся неестественно, безжизненно под палочку дирижера.



Оборванные дети выходят качаясь как и рабочие... Мир Фредера рушится.



Собор - массивный, огромный, с вертикальными линиями



Йошивара - детальная, дробная, «яркая»



Катакомбы - арахичное неровное пространство VS ровные домов города.
Самый нижний, самый глубокий слой. Лица рабочих становятся тут более живыми после проповедей Марии.
Но и тут озлобиваются под действиями Марии-копии.
Это  - пространство зарождения начала движения.



Вавилонская башня = Башня города«На вершине башни мы напишем: Велик Мир и Создатель его и велик Человек»





Фредер отрывает Георгия от работы, но тот вырывается, чтобы продолжать работать.
Он делает это по собственному желанию!
«Машина! За машиной должен следить Человек!»

2) Контраст цвета
Белый цвет одежды и машины Фредера VS черная форма рабочих
Огромные ботинки VS изящные жителей сверху
Фредер - бело пятно среди рабочих.
«Убейте этого пса в шелковой рубашке»

3) Мария VS Мария Копия


Мягкая, плавная, светлая
Движения спокойные, дыхание плавное
Дающая надежду



Ломанная резкая с яркими сильно подведенными глазами и поднятой бровью,
"Мечет глазами"
Закрытый глаз
Движется резко, "рвет" на груди одежду
Вся изгибается

Возможная игра слов:

Hel - высокотехнологичный лазер
Hell - светлая, яркая

Между ними - Женщина глянцевая блестящая, робот
Человек - машина



Вавилонская блудница в книге и в клубе
Копия Марии танцует ужасный танец (балеты Нижинского?) - резкий, дерганный, животный.



В ответ на это озлобленные алчные безумные  лица мужчин.
«Все 7 смертных грехов ради нее»

Машина Мария управляет толпой также как часы в машинном отделении.



Толпа в бунте VS толпы механистической





Хаос VS ровный ритм

4) Разная скорость, разные ритмы

В начале все медленно. Некоторые сцены оооочень затянуты.
Постепенно вставляются более активные, быстрые и резкие. Активнее в этих сценах и музыка.
С течением фильма таких сцен становится все больше и продолжительнее, в конце сливаясь в один бесконечный хаос.
Лишь в самых последних сценах ритм становится сопоставим с нормальным дыханием.
Схематично это можно изобразить так:



Ритмы Лифтов  ("лифты смерти" в Восточной Европе)

Нормальная работа города - не останавливаются, едут медленно, но ритмично
Начало бунта - не движутся сами, начинают движение медленное, далее с разными скоростями, хаотично
После взрыва сердца машины  - стремительно падают

2. Тема религииФильм весь пронизан религиозными символами и ссылками. Скорее всего в этом есть и структурный смысл, но мне не хватает знаний, чтобы рассшифровать.

Мария и Иисус? Спаситель = Посредник. Фредерсон - создатель Метрополиса и мира
«Отец, когда кончатся эти 10 часов?» - как молитва.
В 3й части Фредер читает Откровения Св. Иоана Богослова
(В книге описываются события, предшествующие Второму пришествию Иисуса Христа на землю, которые будут сопровождаться многочисленными катаклизмами и чудесами, поэтому слово «апокалипсис» часто употребляют как синоним для конца света или для катастрофы планетарного масштаба.)
Вода - всемирный потоп?

Мария проповедут в окружение гигантских крестов и свечей.
Легенда о Вавилонской башне
В Соборе проповедь об Апокалипсисе и вавилонской блуднице как пророчество дальнейших событий.
«Мать всей мерзости на Земле»
7 смертных грехов - статуи как живые, они в движении. А позже, во сне Фредера действительно выходят из ниш...

Предательство

Иозафат и Георгий не предали Фредера
Искушение
Йошивара: "Единственный способ избавиться от искушения - поддаться ему".
Вечные сады заброшены, а Йошиваре - Соддом и Гомора

Искушению поддался Георгий, мужчины клуба были искушены Марией.
Лица мужчин искажены также как и лица рабочих, собирающихся ломать машины (тоже поддались искушению?).

Пентаграмма - знак дьявола.
На дверях Ротванга и в зале, где он создал Робота.
Дом Ротванга - как запутанный Лабиринт, а сам Ротванг - дьявол, создатель Франкенштейна?
3. Тема сердца

Оживление Робота - в нем замелькало Сердце, вслед за этим потекла кровь и тогда машина пришла в движение.



Сердце машины.
Сердце - посредник.
Герои часто хватаются за сердце.



4. Много кадров в больших пространствах. Монументальность.
Много прямых ЛИНИЙ



Человек ОДИН - очень маленький.






Но толпа заполняет собой все.



5. Гротескные персонажи

Лица Фредера и Фредерсена (тоже контраст)





Худой похож на поисковую собаку



Ротванг



Герои часто сжимают кулаки, пальцами, искореженными спазмом

6. Часы

Деление рабочих часов на 10.
Часы у Фредерсона на 24.



Адская работа по управлению стрелками.
"Отец мой, почему ты покинул меня?"



Вообще, часто показываются часы - как элемент «упорядочения»?
При этом полное безвременье. Все это могло происходить когда угодно и где угодно.
Город абстрактен.Фильм делится:
Конец прелюдии - Ротванг хватает Марию
Интермедия - собор
Конец интермедии -  Сон Фредера «Смерть над городом»
Фуриозо - Откровение Иоанна Богослова
Но что это? Мне не хватает знаний...

7. Коллажная техника съемок





8. Музыка

Музыкальные темы соотвествуют скорости фильма и визуальным ритмам
В сцене когда Ротванг преследует Марию звучит музыка, похожая на мелодию из мюзикла Белоснежка:
«Девочка я, пусть слабы мои руки, сердце мое готово к борьбе».
Эта же музыка потом часто повторяется во время сцен с Марией.

9. Тянующиеся вверх руки
Этот прием повторяется через весь фильм







10. Пар из труб
"Смерть идет" и из труб вырывается пар. Этот кадр повторяется несколько раз.



Развитие ритма и телесных ощущений:

Начало - все механично и статично.

Сцены когда Мария и Фредер целуются и обнимаются всегда со спокойной музыкой, все успокаивается, тело расслабляется.
Безоговорочная надежда, что все будет хорошо.
Посредник целует Марию как мужчина целует Женщину.


Можно сравнить ощущения в теле с тем, как Фредер флиртует в начале. Тоже контраст.


Но расслабится не выходит - тут же рядом зреет коварный план и следом страшная сцена погони и похищение Марии.
Глаза широки от ужаса, бегающий свет, темнота, сдавленность.
Тело Марии и мое корежит, когда она стучится в двери.

Взрыв сердца машины - все рушится
Тело сжимает, страшно
ад, землетрясение, конец света
Фонтаны воды резкие, разрущающие.
Набат бьющий прямо в лицо зрителя. УЖАС!
Гонг - как бешенное биение сердца.
Конец света.
Ком в горле, все сжимается, меня физически вжимает в кресло, я зажмуриваюсь.



Кадр со следами детских ног, которые тут же смывает водой.
Хаос, все мечется, движется. Надежды нет.
Разрушение мира.

Хаос внизу - город застыл
Порядок внизу - город "живет"

Фредер и Мария вместе - дыхание стало свободнее, страх отступил, музыка спокойнее несмотря на продолжающийся потоп.
Вернулась надежда на спасение.

Вода продолжает бить и рушить - это предельное напряжение!
Жуткие ритуальные архаичные пляски у разбитой машины. Толпа животна.
«Кто вас надоумил соваться к машинам, без которых вы не выживите?»
«Это ведьма виновата!»
«Идем смотреть как мир катится к чертям»
Мир рушится, а элита продолжает веселиться.

Две контрастные беснующися толпы VS дети
Толпы смешались, хаос усилился, одна толпа подмяла другую.



Жуткая страшная сила.
Костер на фоне Собора.
Слепая вера в лидера, толпа готовая подчиниться бездумно, забыв про детей.
Они сожгли ту, за которой только что следовали. Страшно!

Страшные готические чудища в Соборе.
Создатель Фредерсон бессилен и падает на колени перед собором.
Толпа взирает на борьбу черного и белого.



"Зло" повержено, засиял свет и толпа СНОВА пошла ровно.



Посредником между головой и руками должно быть сердце.
Этим начинается фильм, это звучит в середине, этим и заканчивается.

Структура фильма - кардиограмма.



Необходим разумный симбиоз машины и человека.
Иначе:
либо статичность и механистичность, что есть смерть.
либо хаос и разрушение, что тоже есть смерть.
В обоих пространствах отсутствуют человеческие чувства.
Робот - как еще один пример бесчеловечной машины, наделенной сердцем.
Нормальное сердцебиение возможно лишь только в случае наличия человечности, когда есть сердце.
Но не каждый обладатель сердца является чувствующим человеком, способным жить.
Коллаж:
В центре череп.
С одного края что-то статичное пластиковое, с другого хаос и кардиограмма
Над черепом амаранта или ангелы
Кардиограмма вялая с левого края, хаотичная резкая с правого, на фоне черепа прямая линия
и нормальное сердебиение на фоне иконы

фильм, эссе, метрополис

Previous post Next post
Up