Пьяцца Навона

Jul 23, 2016 20:13


Пьяцца Навона (Piazza Navona)  - римская площадь в форме вытянутого с юга на север прямоугольника, напоминающего спортивную арену.

В античные времена на этом месте действительно была арена, на которой проводились состязания атлетов.
Первоначальный стадион был построен как временный еще при Юлии Цезаре. Затем в 85 году при императоре Домициане стадион был расширен и вмещал до 15 тысяч зрителей. Эта постройка являлась подарком императора Тита Флавия жителям столицы.
Обновленный стадион получил имя Домициана, а основным его предназначением было проведение спортивных состязаний.



Второе название стадиона - арена Агонов (от древне-греческого «ἀγών» - «состязание»).
Именно этому термину площадь Навона и обязана своим названием.
В первые века нашей эры стадион назывался «campus agonis», к Средним векам термин трансформировался в «n’agone».
В конечном итоге название упростилось до «navona».

В средние века стадион начали реконструировать. Аркады, окружающие стадион с внешней стороны, в которых располагались лавки торговцев и бордели, сносились. Оставшиеся фундаменты служили основой для возведения средневековых домов.
Арена превратилась в площадь, ставшая местом проведения праздников и ярмарок.

Первая церковь на площади Навона была построена в честь Святой мученицы Агнессы.
Агнесса родилась в семье родилась в семье так называемых liberti, т. е. официально освобожденных от рабства.
По легенде девушка привлекла внимание сына римского перфекта Семпрония, но отвергла его ухаживания, поскольку дала обет безбрачия.
Перфект был разгневан ее дерзостью и велел бросить Агнессу в заточение. А когда выяснилось, что девушка христианка, которые в те времена подвергались гонениям, то ее пытались заставить принести жертву римским богам, что было авносильно отказу от христианства.
Отказ девушки привел его в бешенство: он распорядился тотчас же раздеть ее и бросить на потеху публике на стадионе Домициана.
Но когда с Агнессы сорвали одежду - произошло чудо. Волосы девушки мгновенно отросли так сильно, что закрыли все ее тело. А позже к ней явился ангел и принес покрывало.
По законам того времени запрещалось казнить девственниц. Юную Агнессу отвели в притон. Но все мужчины, пытавшиеся овладеть Агнессой, внезапно теряли мужскую силу.
Девушку посетил и незадачливый жених, но, не успев приблизится к ней, внезапно пал замертво.
По просьбам родных, девушка сжалилась и помолилась за чиновника, воскресив его.
После чего ее как ведьму приговорили к сожжению на костре. Приготовленный костер никак не разгорался, тогда юную девушку заклали как агнца.
Самая молодая христианская великомученица (12-13 лет) стала символом святости, непорочности и чистоты для миллионов верующих.

Хусепе Рибера. «Св. Агнесса в темнице и ангел, одевающий ее полотном», 1641, Дрезден



Площадь Навона - выдающийся образец барокко.
Три старинных дома, находящихся на площади, были приобретены Антонио Памфили в XV веке, а через два столетия Джованни Баттиста Памфили, став папой Римским и взяв имя Иннокентия X, задумал построить здесь семейный дворец.
Работа над проектом палаццо Памфили была поручена Джироламо Райнальди.



По завершении строительства Иннокентий X подарил дворец своей родственнице (супруге брата) донне Олимпии, которая также внесла вклад в облик площади. Она решила реконструировать всю пьяцца Навонна по подобию древнеримского форума.
Так, здесь обустроили по её указанию акведук Девы, из которого впоследствии Лоренцо Бернини в 1649 году возвел «фонтан Четырех рек».
В 1652 году рядом с особняком семейства Памфили была построена новая церковь в честь Святой Агнессы - Сант-Аньезе-ин-Агоне, а прежний храм эпохи Средневековья был разрушен вместе с античными арками.
Освящение новой церкви прошло в 1672 году, а в ее стенах был впоследствии погребен и сам Иннокентий X.

Постройки на площади
Дворцы
Палаццо Памфили
Изящное строение в стиле барокко, выполненное в светлых тонах.
Фасад здания был построен под руководством Райнальди, а галерея, овальная лестница и большой зал являются творениями Борромини. Сегодня здесь расположено посольство Бразилии.
Палаццо Браски
Построено в 1792 году для родственника папы Пия VI. Проект принадлежит архитектору Козимо Морели. Во время вторжения Наполеона отделочные работы пришлось приостановить, а род Браски утерял право на владение особняком. По окончании Второй мировой войны свое временное пристанище здесь нашли сотни эвакуированных семей, в 1952 году здание было отдано под музей. На углу палаццо стоит античная «говорящая» римская статуя, носящая имя Пасквино.
Церкви
Сант-Аньезе-ин-Агоне (S. Agnese in Agone)
Величественная белоснежная церковь, которая сохранила свой первозданный облик благодаря стараниям реставраторов, так как здание пострадало в период Второй мировой войны.



Церковь по приказу папы Иннокентия X начали строить в 1652 году Джироламо и Карло Райнальди, но через год работу возглавил Борромини. Борромини переделал первоначальный план Райнальди и выстроил фасад с двумя колокольнями по сторонам, выходящий на площадь. А также создал центральную часть с мощным куполом.
Внутри церкви - пышное барочное убранство с драгоценными камнями, золотом и стукко. От прежних построек в крипте в северо-восточной части церкви сохранилось лишь место мученичества святой и небольшая часть северного нефа.

Самая ценная реликвия церкви - голова Святой Агнессы - находится в серебряной раке в крипте церкви.
Церковь построена в виде греческого креста с 6 алтарями.
Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре
Церковь, посвященная Св. Марии. Располагается напротив палаццо Памфили.
Само здание находится в окружении домов и смотрится не так величественно. Внутри можно увидеть фрески Рафаэля.
Фонтаны
Фонтан Четырех Рек (Fontana dei Quattro Fiumi), Бернини, 1648-51 гг.
Египетский обелиск в окружении статуй, символизирующих главные реки четырёх частей мира - Нил, Ганг, Дунай и Ла-Плату.
Над скульптурами по эскизам Бернини работали Франческо Баратта, Антонио Фанчелли, Андреа Ломбардо, Клаудиус Адам. Лев и бегемот изготовлены Лаццаро Морелли также из белого мрамора.



В 1644 г. папа из рода Памфили решил возвести рядом с семейным дворцом Памфили египетский обелиск, как считалось в то время, привезённый в Рим императором Каракаллой. На самом деле обелиск псевдоегипетский, создан при Домициане.
У главы католической церкви на примете был архитектор, который смог бы выполнить такого рода поручение - Франческо Борромини. Но Иннокентий X почему-то решает провести конкурс, а позже, неожиданно для всех, выбирает Джованни Бернини. Ходили слухи, что папа случайно увидел его проект (архитектор не имел права участвовать в соревновании).
Парадокс был в том, что до момента сотрудничества с семьей Памфили, Бернини был фаворитом предшественника Иннокентия X, папы Урбана VIII.
Получается, что одаренность архитектора затмила политические противоречия, сломала принципы нового папы и заставила связаться с человеком, который служил семье Барберини.
Строительство потребовало огромного количества денег. Чтобы возместить убытки, властям даже пришлось поднять налоги.

Как и фонтаны Треви и Баркачча, фонтан Четырёх рек питается водой из древнего акведука Аква Вирго.

Экспозиция фонтана - это фигуры духов, или богов рек: Дунай, Нил, Ганг и Ла Плата.
Искусствоведы предполагают, что на некоторые из них выбор пал не случайно: самая большая река Европы, главная река Египта и священная река Индии, а вот относительно последней практически ничего не известно. Это небольшая американская речушка, расположенная в бассейне Колорадо.
Все скульптурные фигуры окружены флорой и представителями фауны того континента, где располагаются реки: Европы, Африки, Азии и Америки.
На фонтане можно увидеть виноградную лозу, пальмы, фрукты и цветы, а также змеев, льва, коня и дельфина.
Вершину обелиска украшает металлический голубь с оливковой веточкой - гербовой знак семьи Памфили.

Фонтан находится напротив фасада церкви Сант-Аньезе-ин-Агоне.
Одно время Борромини и Бернини работали совместно, пока борьба за влиятельных заказчиков не расстроила их сотрудничество. Среди римских гидов популярна легенда о том, что конкуренты сумели воплотить свою неприязнь в декоре столичных достопримечательностей. Скульптуры мужей, воплощающих четыре реки, якобы демонстративно отворачиваются от фасада церкви. А статуя святой Агнессы осуждающе взирает со своей высоты на скульптурную группу знаменитого фонтана. На самом же деле, фонтан был построен на 21 год раньше, чем церковь. Поэтому, злой умысел со стороны Бернини - явная выдумка.

Готовый фонтан Бернини в торжественной обстановке представил вначале только для самого Папы. Папа больше часа с удовольствием рассматривал изысканный монумент. Уходя, он поинтересовался, когда же пустят воду, но Бернини слукавил, уйдя от ответа. Но когда Папа повернулся, чтобы уйти, Бернини подал знак и фонтан ожил!

Фонтан Нептуна (Fontana del Moro), Джакомо дела Порта, 1574
Расположен на севере площади. Первоначально фонтан не содержал украшений и был декорирован только в конце XIX. Авторство скульптурной группы принадлежит Антонио делла Бита.
Фонтан Мавра, Джакомо дела Порта, 1576
Расположен в южной части площади и изначально в водах фонтана было установлено четыре каменных тритона. Центральной фигурой мавра фонтан позднее украсил Бернини.
Остальные появились уже в 19 веке.

бернини, рим, боромини

Previous post Next post
Up