Non/fiction 2016

Dec 09, 2016 23:55

Очередные московские "каникулы" удались!
5 декабря
Лицей 1561
Две встречи. Первая с пятыми и шестыми классами. Как обычно с этим возрастом миллион вопросов: как мы пишем вместе, сколько книг написали, как познакомились и пр. и пр.
Старшие классы.
Молчаливые. Но очень хорошо слушающие.
Самый прекрасный вопрос звучал так:
― Как вы решились написать на такую острую тему...
И пока мы набирали воздуха, чтобы рассказать, как  докатились до того, что написали про самоубийство, девушка продолжила.
― Про отношения родителей и подростков?
Этот вопрос задал тон нашей поездке, потому что на самом деле для подростков тема отношения с родителями гораздо острее темы самоубийства. На каждой встрече мы приходили именно к этому.

Хорошкола
Это школа мечты. В ней так хорошо, что даже не завидно. Все-таки как же здорово, когда пространство строится сразу под детей, когда оно огромное, светлое, яркое. Когда библиотека ― это стеллажи вдоль этажа, когда бассейн и буфет, и зал для рисования и еще туча всего. Эх…
Первая встреча была с третьим классом, и хоть они и взрослые для своего возраста, и даже «Москвест» многие прочитали, все равно разговор получился очень короткий. И главный итог встречи для детей ―  автографы.
А вот 4-5 классы, которыми нас малость пугали, что, мол, они «закормленные» и с ними тяжело, оказались глубже, чем мы рассчитывали. Хорошие вопросы, они легко отошли от разговора о книгах и перешли к разговору «за жизнь», выслушивали ответы, не повторялись. В общем, час прошел душа в душу.
Спасибо «Бамперу» за прекрасно проведенный день!

6 декабря
Школа 1375
День начался весело, со снятых с машины номеров. Поэтому вместо размеренного утра случилась беготня с книжками по метро. Радость одна ― на метро доехали гораздо быстрее, чем планировали ехать на машине.
Давно мы так размеренно не разговаривали.
Два урока с шестыми классами, потом больше урока со старшеклассниками.
Все-таки наш любимый формат ― это класс. Спокойно, без микрофонов, все друг друга видят, можно помолчать, можно посмеяться, при этом углы аудитории не выпадают из разговора.
На этой встрече случилось несколько классных вещей.
Во-первых, живая охля.


Во-вторых, рисунки к «Пока я на краю».

 


 





В-третьих, отличный разговор со старщеклассниками.
Мне очень грустно, что все разговоры с ними скатываются к одному ― помогите наладить контакт с родителями.
Я говорю, что я за честность, что все самые страшные залеты начинаются со слов «я боюсь сказать маме», а дальше может быть все что угодно ― шантаж, серьезная угроза здоровью, попадание на большие деньги.
Старшеклассники хором перебивают:
― Да, мама мне говорила, что ругать не будет, а потом орала полтора часа!
― Родители врут, обещают, а потом не выполняют!
― Им что не расскажешь, только по голове получишь лишний раз!
Я не знаю, что с этим делать. Совместные встречи проводить?



А еще нам вот такие справки выписали!



А еще нарядили Дедом Морозом и Снегурочкой. Второй раз, кстати, в нашей жизни книжку про Деда Мороза читают не младшешкольники. И хорошо читают. Глубоко.





7 декабря
57 школа
Тяжело, что актовый зал, хоть и очень уютный, тяжело, что разброс возрастов. Потому что было о чем поговорить.
Две девчонки класса седьмого.
― Почему у вас Вера такая?
― Какая?
― Ну такая?
Слово «лесбиянка» произнести не могут.
Андрей объясняет, что нам очень нужна была особенность Веры, такая, чтоб это невозможно было исправить.
― Вы могли придумать что-то другое! ― упрямо говорит девочка.
― Что?
― Она могла быть больной!
Объясняем, что болезнь не подходит, потому что больных людей у нас травить все-таки не принято. Андрей говорит, что если речь шла о средних веках, то Вера была бы рыжей.
Девчонок не отпускает. Через некоторое время до них опять доходит микрофон.
― А вы знаете, что РПЦ против?
― Против чего?
― Против того, что есть гомосексуалисты!
Я, конечно, сказала, что в этом вопросе мы с РПЦ не сходимся, но хотелось сказать много больше.
Но и это еще не все. Через некоторое время та же девочка.
― А что мне делать, если мне очень нравится одна ваша книга, а мама мне ее категорически запрещает читать?

И вот тут я мысленно возвращаюсь к первой встречи и думаю о том, что самая острая тема ― это тема отношения подростков и родителей.
Потому что я могу только посоветовать договориться с мамой. Потому что мама дороже любой книги. И ответственность за ребенка находится только в руках родителя, даже если его позиция мне не нравится…

А до кучи картинка с выставки.
Девочка 13 лет с мамой подходит к стенду. Мама спрашивает, что почитать, я рассказываю про книги. Девочка просит «Охоту на василиска». Мама говорит категорическое "нет".
― Ты же слышала, там смерть и наркотики, тебе это не надо.
Девочка просит, мама отказывает, начинает предлагать другие книги, настаивает на «52 февраля». Я ехидно молчу.
Девочка настаивает, я пытаюсь убедить маму, что ей не рано, тем более, что девочка про спайсы в курсе, и вообще взрослая.
И  я, подписывая «52 февраля», пишу название группы Вконтакте, и говорю, глядя маме в глаза, что в этой группе есть все наши тексты, и дочка там сможет прочитать все, что захочет.
― Ок, ― говорит мама.
Вот что это было? Читай, раз я не вижу? Читай, но это я не я тебе посоветовала? Читай, но я сняла с себя ответственность?

В этот раз на выставке много народу приходило поговорить. И взрослые, и подростки.
Рассказывали истории, спрашивали, что почитать, хвалили и ругали.
И так радостно было, когда родители с детьми подходили вместе. Когда можно было поговорить вместе, посмеяться друг над другом вместе.
Так и хочется какой-нибудь лозунг выдвинуть, типа: "Родители и подростки, объединяйтесь!"
Насколько бы проще стало жить :)

встречи с читателями, "Пока я на краю", non/fiction, Москва

Previous post Next post
Up