Я закончила исследование в рамках круглого стола
"Накроет ли Беларусь всемирный бум подросткового чтения?"Это было долго.
Зато теперь у меня на руках цифры и графики, которые можно предъявлять как аргумент.
Графики, кстати, получились очень красивые. Моя физическая душа радуется :)
Два графика я сделала отдельно. Для наглядности.
На вопрос: "Что с этим делать?" частично можно ответить, глядя на следующий рисунок.
Видно, как стремительно падает (в прямом смысле слова) авторитет родителей, зато растет авторитет интернета.
Роль библиотеки рушится до нуля.
Друзей сюда не выводила, у них довольно большой процент, но закономерности от возраста не наблюдается.
Кроме того, я публиковала списки книг по возрастам. Это не рекомендательные списки, это последние прочитанные книги, которые назвали сами подростки.Школьная программа не учитывалась.
Что на самом деле читают шестиклассники? Что на самом деле читают семиклассники? Что на самом деле читают восьмиклассники? Что на самом деле читают старшеклассники? Выводы:
1. Нет никакого общего списка для чтения. Все читают разные книги, каждый школьник привносит в список свои названия.
2. Очень сильный провал в информированности о несерийной современной русскоязычной литературе. Как информировать? Исходя из графиков, до 6 класса можно рабатать с родителями, потом нужно пробиваться в группы, в которых подростки узнают инфу о книгах.
3. Роль русской классики падает практически до нуля. Для удовольствия, вне программы ее не читают.
4. Очень заметно то, как книга рекламируется в классе. Один класс читает про кота Боба, другой "Дозоры". То есть для рекламы книг нужно запускать в классы шпионов.
5. Старшие подростки в библиотеки не ходят. С этим нужно что-то делать. Причем делать "что-то" нужно не с подростками, а с библиотеками.
6. Они читают больше нас.
Я теперь постараюсь делать этот опрос ежегодно, что было видно как меняется паралель со временем. И очень хочу провести такой же опрос среди студентов и взрослых.