Восполняю пробел неописанного последнего дня в Москве.
Две встречи в библиотеках.
Первая -- библиотека им. Берестова в Крылатском.
Замечательные дети, хоть и маловаты -- 3-5 класс.
Их много, они живые и хорошие.
Но не могу не подлить ложку дегтя. :)
Среди этих замечательных детей сидил один класс с розданными листиками с заранее заготовленными вопросами.
И в очередной раз назрел крик души.
Уважаемые учителя !
Когда вы раздаете детям готовые вопросы, вы убиваете их способность общаться. Они напрочь вылетают из разговора. У ребенка-с-листиком цель одна -- прочитать вопрос.
Ответ его не интересует. Ответы на другие вопросы его не интересуют.
Его цель -- прочитать бумажку гладно, так, что учительница не ругалась.
Мозг выключается до такой степени, что прочитать заранее и задать вопрос по памяти не получается. Читают с листка самые примитивные вопросы.
Очень часто ребенок-с-листиком выглядит дураком, потому что:
- на его вопрос мы уже ответили
- он неправильно прочитал вопрос
- вопрос задан не вовремя и сбивает разговор. Свои же начинают "шикать" и обзываться.
Я не призываю не готовить детей к встрече. Если вы рассказывайте о наших книгах заранее, вы очень, вот прям ОЧЕНЬ облегчаете нам встречу. А если в аудитории есть процентов десять-двадцать тех, кто что-то из "нашего" читал, то вообще счастье. (Если таких набирается треть и больше, встреча с читателями превращается в отдых и курорт :))
Но не нужно за них думать!
(Вспоминаем мультик про Вовку в тридевятом царстве.
-- Вы и есть за меня будете?
-- Ага!!!)
Не бойтесь, мы найдем о чем поговорить.
Не бойтесь, что они будут задавать "глупые" вопросы. Глупые вопросов не бывает, бывают глупые ответы :)
Не бойтесь пауз в разговоре. Иногда нужно дать возможноть аудитории помолчать. (Взрослые паузу не держат, кидаются спасать ситуацию, задавать свои вопросы, что только усугубляет ситуацию. Ответы на взрослые вопросы аудиторию, как правило, не интересуют, дети начинают скучать, и вываливаются из разговора окончательно).
Не бойтесь, если встреча получится короткая. Лучше насыщенные и интересные полчаса, чем нудный час. Дайте нам возможность закончить тогда, когда мы считаем нужным. Не нужно "добивать время" взрослыми вопросами. Если хотите с нами поговорить -- нет проблем. Но детей давайте отпустим.
Вторая встреча в этот день была в библиотеке им.Даля.
Яркий пример того, что с и "нулевой" аудиторией можно интересно поговорить.
Они нас не читали, книжек наших не видели. Пару человек и по-русски плохо говорили :)
И я считаю, основная цель такой встречи -- рассказ о том, что на свете существуют книги вообще и наши книги в частности, и люди, которым интересно читать :)
Минимальное количество назидания и обязаловки. И полчаса -- верхний предел по времени.
Минимальный перебор, и от аудитории волнами начинает исходить раздражение, а это значит, что эффект от разговора будет прямо противоположный желаемому.
Так что еще раз призываю взрослых, не набивайте время.
А вот даже
статья есть в газете "На западе Москвы" про нашего мальчика про встречу.
Пы. Сы. В этот день мы поняли, что в Москве, кроме того что в метро уступают место женщинам :))), живут еще и прекраные, неравнодушные люди.
Выходим из метро в Крылатском. Оба не помним в какую сторону идти. Пока АНдрей включал навигатор, три (!) человека последовательно остановилось и спросили, что мы ищем и куда нам нужно. Рассказали подробно, чуть ли не проводили :)
И возле театра Фоменко была та же история. ВЫшли из метро, осматриваемся.
Первые же проходящие:
-- Вы в театр? Пойдемся, мы вас проводим!
Люблю когда шаблоны рвутся в этом направлении :)