Эстония. Сааремаа

Jul 15, 2013 19:49

30.06.
Выехали утром. Часа два - дорога по России, мгновенный переход границы (завииидно) , далее - Эстония. Через нее мы ехали почти весь день.
Первое впечатление - страна пуста. В Литве на каждом шагу кафе, в Польше один сплошной населенный пункт, а в нем если не кафе, то торговый центр.
В Эстонии - лес. Потом присматриваешься, и замечаешь, что вдоль трассы везде (везде!!!) идет велодорожка. Причем часто освещенная, со своими, отдельными фонарями. Кафе не торчат вдоль дорог, они припрятаны. А угоро-финские указатели жизнь не облегчают.
Мы изрядно проголодались, пока не сообразили остановиться в маленьком городке и не спросить кафе (не знают такого слова), ресторан (не знают такого слова), еда и характерный жест воображаемой ложкой (о! тут улыбка до ушей. Буквально сто метров вперед, там есть).
Действительно через сто метров обнаружилось заведение, где мы очень вкусно и сытно поели на 15 евро все четверо. Но сами б его в жизни не нашли.
Вечером дорога уперлась в залив. Море. Пока ждали паром, просто дышали и радовались.
На пароме тоже дышали и радовались, хотели попить чаю, но не успели. Поздно спохватились, всего двадцать минут, и мы уже причалили на остров Муха. Потом переезд по дамбе, и мы на Сааремаа.

И опять едем, и опять недоумеваем. Где все? Где все триста заявленных на острове отелей? Тут же никого нет!
Дорога (практически идеальная дорога), идет через лес. Справа лес, слева лес. Иногда видны шпили церквей. Иногда одиночные  хутора. Ни одного высокого здания, выше деревьев только церкви.
«Поверните направо», - сказал навигатор, - «И вы достигните вашу цель!».
Где? Здесь?

Поворачивали мы на обычную лесную дорожку с крайне недобрыми предчувствиями.
А там…
А там нас сначала встретил пес, который поделился самым дорогим - палочкой. Потом вышла хозяйка, которая говорила по-немецки и по-эстонски. А по-английски примерно… Впрочем,  как мы.
Нам показали наш домик.
А потом территорию вокруг. 15 Га леса с выходом к морю, на которых мы одни. А там несколько беседок. И баня на берегу. Ухоженный газон на всех 15 Га.
И собака, которая все это время носилась с Наташкой наперегонки.

Это небольшое озеро, рядом банька.

Вот, собственно, справа банька, а слева беседка. Как нам сказала хозяйка: "На случай, когда с неба падает вода!"

Это море. И лебеди в море :)

Это наш домик.

Домик внутри.  Две спальни, кухня, нафаршированная всем, гостиная, душ, таулет. 80 евро в сутки. Электронный адрес на вывеске вверху :)

МЫ слегка обалдели от кого счастья, и чтоб оно было полным-полным, отправились в магазин за селедкой.
Курессааре - местный город, магазины там. До него 15 км езды. Город на острове один. Он совсем маленький, там тоже нет высоких домов. Выше деревьев только шпили…
Немного поплутав в поисках магазина, выскакиваем и накидываемся на первых попавшихся тетенек. Тетеньки эстонки. Хохоча, объясняемся типа на английском. Магазин рядом. Уф.
Мы ворвались туда за десять минут до закрытия, накупили три сорта селедки и отправились ужинать.
Домой ехали по другой дороге и опять вокруг только лес. А когда открывались большие полянки они, как правило, аккуратно подстрижены.
Мы примерно представляем себе сколько нужно труда, чтоб поддерживать территорию в 15 Га в том состоянии, в котором содержат ее хозяева, у которых мы жили.
В хозяйстве - экскаватор, трактор и бульдозер.
А вот отопление у них дровяное, как и у многих на острове. Электричество дорого.

- ТэрЭ! (Здравствуйте!)
__ Палун! (Спасибо!)

То, как люди на Сааремаа вписались в пейзаж, достойно восхищения. Куда б ты не ехал, едешь по лесу. Нет ощущения «человек - царь природы»,  есть ощущение, что «человек часть природы». И, знаете, так гораздо комфортнее и спокойнее.
Вот так выглядит любая дорога на Саарамаа.

А путеводителях пишут, что на острове сохранились «архаичные» заборы и крыши. Это не заборы. Это украшение. Они дополняют пейзаж. Они подчеркивают красоту мира. Потому что перешагнуть через них не составит труда никому.
Большая часть острова - частная территория. Территория ухоженная. Ухоженная, но не вылизанная. Нет там ничего от глянца отельной цивилизации с пластиком и искусственной травой. Но там есть поля (!) очевидно посаженные для красоты.
Маки Сааремаа навсегда останутся в наших сердцах. И на наших фотографиях.

Отдельно выложу нашу девчоночью фотосессию в маках.

Суровая северная красота, которая сплетается в орнамент с тягучим языком, неспешным ритмом жизни. Постоянное удвоение букв для сохранения ритма. Даже если говорить быстро, получается неспешно.
Сааремаа, на мой вкус, это идеальное сочетание удобства и естественности. С одной стороны, везде лес. С другой - биотуалеты и интернет.
С одной стороны, едешь по прекрасной дороге. С другой, на этой дороге встречаются дикие кабанята и хорек…
Ну и сразу напишу про недостатки, без них никак :)
Во-первых, с пляжами напряженка. Либо валуны, либо камыши.
Во-вторых, хотелось эстонской кухни, а в Курессааре в кафе, сплошная картошка фри. Возможно, нужно знать места. Нас очень вкусно кормили в Англе, и по дороге в неизвестном городке, а вот в Курессаарских кафе мы с трудом нашли, чем покормить Наташку.

1.07
Утром мы проснулись, а на улице дождь. Поскольку дома мы сидеть в любом случае не собирались, отправились гулять.
Первая достопримечательность в нашем списке -Каали. Там кратеры от падения метеорита.
Большая яма впечатляет.
Милый маленький музей, куча сувениров из доломита, прогулки по мокрым окрестностям в поисках маленьких кратеров. Маленькие ямы, кстати, тоже впечатляют.

Вторая достопримечательность -  Англа. Мельницы.
Передали им привет от Дудуткинской подружки. Что здорово в этих мельницах, везде разбросано зерно, все в муке. Там пахнет хлебом.
Небольшой музей, небольшое кафе. Пообедали. Меню на эстонском - это прелесть, хорошо, что нашлась тетенька, немного знающая русский.
Вообще, на Сааремаа по-русски не говорят. Чаще всего приходилось объясняться жестами и улыбками.
Кстати, дождь к этому моменту уже закончился. Он понял, что домой нас не загнать и с тяжелым вздохом ушел.

Мельник чудесен. С рыжей щетиной.

А это, видимо, дети мельника.

В интерьерах кафе.

А внизу что-то типа музея народного быта. Я опять нашла котел для зелья.

Третья достопримечательность - клиф Панга. Природный обрыв над морем. Красота…
Сосны, море, аккуратно сделанные дорожки, посыпанные опилками. Запах мокрой хвои. Куча земляники в лесу.
Мы бродили по дорожкам, валялись в траве (некоторые из нас) и прыгали над обрывами.
Потом вернулись к машине, купили в кафе чаю с шоколадной и схомячили ее, развалившись на травке.
Вадик сказал, что фотографировать нас будет только с видом на скамейки. С видом на удобные стационарные скамейки со столиками.

А эта фотография для визуализации мечты. Обязательно купим себе такой домик на колесах. Вот только придумаем, где его хранить…

На этом экскурсия по Сааремаа не закончилась. Мы отправились к Бабе и Деду, местным домовым, то есть «островным».

Девчонок пробило на гадание по ромашкам.

А потом вернулись в Курессааре.
Главная достопримечательность - замок. Мы честно хотели оставить визит в него на следующий день, но подошли, а он открыт. Ну мы и зашли.
Самая главная легенда замка - замурованный рыцарь. Замуровали его за любовь, так что это практически эстонский Ромео. Романтичный такой скелет…
Возле замка один из немногих песчаных пляжей на острове. Там неглубоко, и вода быстро прогревается.
Как только мы повернули к дому, опять зарядил дождь. Спасибо! Дал погулять.

Качели в Эстонии поражают своим многообразием.

2.07
Поскольку все намеченные достопримечательности мы осмотрели вчера, мы мужественно приехали на пляж. И мужественно загорали.
Глядя на финнов, которые сидят на берегу в непродуваемых куртках. А суровые эстонские дети (и Наташка вместе с ними) купались, съезжая с горки. А суровые эстонские взрослые сидели  на берегу с полотенцами наизготовку.
Вечером мы приехали к домику и обнаружили там коробку с крокетом и бадминтоном, а также маленький мангал.
Так что вечер, в принципе, был сделан.
Играли. Ели. Грустили, что мы тут всего три дня.

А в  крошечном местном магазинчике нашлись сережки с птерками и охлями.