Oct 27, 2014 09:58
Жили-были три товарища - Пикуль, Курочкин, Конецкий. Три ленинградских писателя - писали, дружили, выпивали, пока не рассорились. Пикуля из компании увела властная жена, Конецкий ушел в море, Курочкина избили менты и у него случился инсульт. Курочкин умер первым, в 1976, Пикуль вторым в 1990, Конецкий дожил до 2002.
Самым талантливым из троих был Курочкин, которого позабыли. Самым смешным - Конецкий. А благодаря Пикулю родилась Россия - 2014.
Пикуль - один из любимых писателей гэбешников, причина тому сугубо психологическая. В годы советской власти книги его были жесточайшим дефицитом, вроде импортных лекарств бисептола и эссенциале. Заполучившим серые тома кишиневского издательства Картя Молдовеняскэ открывались тайны российской истории.
Главная проблема исторического подхода состоит в том, что историки путают историю и истории. История - хаотичные многоплановые процессы, происходившие в реальности. Истории - повествования, нарративы, придуманные рассказчиком с самыми разными целями. История - реальность, результат деятельности мира. Истории ничего общего с реальностью не имеют по определению, это продукт деятельности мозга.
Мифы, не претендуя на реальность, очень часто оказываются ближе к ней, чем нарративы историков, по той же причине, по которой абсурдизм отлично отражал реальность 20 века. Сложные процессы простыми схемами не описать.
В начале 90-х бисептол потерял эффективность - у бактерий выработалось к нему привыкание. Эссенциале никогда и не действовало. И то и другое продолжали покупать по старой памяти. С Пикулем та же история.
Но если в СССР от его историй про историю не было никакого вреда, то в России они легли в основу государственной политики. С наблюдаемыми сейчас постэффектами.