Dec 13, 2017 13:04
Вторая половина 13 - 15 веков
Личности эпохи
Сергий Радонежский (1315 или 1319-1392 гг.) - церковный деятель, основатель Троице-Сергиева монастыря, преобразователь русского монашества. В монашеской практике придерживался умеренной традиции, акцентировал внимание на созерцательной молитве - источнике мистических откровений. Отчасти близок исихазму. Принимал активное участие в политической жизни: мирил враждовавших русских князей . Благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Причислен к лику святых Русской православной церкви.
Афанасий Никитич Никитин (ум. в 1472 г.) - тверской купец, в 1466-72 совершил путешествие в Персию и Индию. Написал "Хождение за три моря", полнотой и точностью описаний превосходящее записки португальца Васко да Гамы.
Андрей Рублев (ок. 1360 г. - между 1427 и 1430 гг.) - выдающийся художник русского средневековья. Стиль московского мастера глубоко национален и отличается неповторимой индивидуальностью. Работал совместно с изографами - Прохором с Городца и Даниилом Черным.
Феофан Грек (30-е гг. 14 века - после 1405 г.) - византийский художник, около 30-ти лет проработавший на Руси и оказавший огромное влияние на развитие новгородской монументальной живописи. На рубеже 14-15 вв, являлся главной фигурой в художественной жизни Москвы.
Памятники эпохи
"Слово о погибеле Русской земли" (между 1238-46 гг.). автор неизвестен. Литературный памятник, воспевающий красоту и могущество родной земли, гимн Родине, переживающей суровый период.
"Задонщина" Софония Рязанца (руб.14-15 вв.) - поэтическое осмысление победы русского войска в Куликовской битве. Автор поэмы непременно использовал стилистические приемы и образы из "Слова о полку Игореве", чтобы подчеркнуть важнейшую идею эпохи - задачу возрождения былого могущества Руси.
Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве (1425-27 гг.) - новый тип одноглавного храма башнеобразной конструкции, со сложным верхом - рядами килевидных закомар и кокошников, с системой лестниц, ведущих к прекрасно декорированным перспективным порталам.
"Богоматерь Донская" с "Успением Богородицы" на обороте - иконы из Успенского собора Коломны, создание которых приписывается кругу Феофана Грека.
Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля - высокий русский иконостас, чисто русское явление, в становлении которого большую роль сыграл Андрей Рублев и Феофан Грек. В 16 веке в композицию иконостаса вошли деревянная резьба и оклады для икон.
Икона "Троица" Андрея Рублева - самое совершенное творение мастера (10-е или 20-е гг. 15 века), в нем художнику удалось решить труднейшую творческую задачу, выразив одновременно две сложные богословские идеи о триединстве Бога и о таинстве евхаристии.
культура,
Русь,
искусство,
история