«Ангара» - один из пяти паровых ледоколов, построен ещё до революций, сейчас - музей. Старейший из сохранившихся ледоколов в мире.
Как это ни странно, но история ледокола связана с... историей железной дороги. И не просто дороги, а самого, пожалуй, легендарного участка Транссиба - Кругобайкалки. Рассказ о самой Кругобайкалке будет позже, а пока поговорим о ледоколе.
Великая Сибирская железнодорожная магистраль в определённый момент строилась сразу на нескольких участках. Кругобайкалка же была, наверное, самым сложным из них, поэтому ожидание сдачи этого участка значительно задержало бы открытие движения по всей магистрали.
В связи с этим было принято нестандартное инженерное решение. Тогдашний министр путей сообщения князь Хилков предложил организовать железнодорожную паромную переправу через Байкал. Это позволило связать ст. Байкал и ст. Мысовую на восточном берегу Байкала.
После долгих рассуждений и колебаний 29 ноября 1895 года было принято решение заказать паром-ледокол по типу одного из американских, работающего на озере Эри. В декабре того же года был заключен контракт с английской фирмой "Сэр В. Г. Армстронг, Витворт и К0" в Ньюкасле на изготовление в разобранном виде парома-ледокола.
Сборку ледокола начали 15 января 1898 года в с. Лиственичном на Байкале, на специально построенном стапеле. Спуск парома-ледокола состоялся 17 июня 1899 года. 24 июня ледокол Высочайшим Указом был окрещен "Байкалом". Паром вмещал около 25 вагонов и около 250 пассажиров.
В 18 году году паром был обстрелян артиллерией и сгорел. В 1920 году выгоревший корпус судна был отбуксирован в порт Байкал, где простоял примерно до 1926 года, после чего был разрезан.
Интересный альбом с фотографиями "Байкала". Пока "Байкал" строили, доставляли и собирали, Комитет Сибирской железной дороги принял решение о постройке еще одного ледокола для Байкала. Он должен был быть меньших размеров и приспособлен для выполнения вспомогательных функций при совместном плавании с ледоколом "Байкал". Контракт с той же фирмой был заключен в конце 1898 года. Спуск ледокола, получившего название ""Ангара" состоялся 25 июля 1900 года.
Для пассажиров 1-го и 2-го классов были оборудованы каюты на 60 мест. Помещение 3-го класса на 100 мест располагалось в кормовой части ледокола. Для размещения груза и багажа имелись два трюма.
До ввода в эксплуатацию Кругобайкальской дороги в 1905 году "Ангара" вместе с "Байкалом" ежедневно совершали по два рейса между пристанями Байкал и Мысовая. Но первые зимние рейсы показали непригодность Мысовской гавани: она мелководная и поэтому ветрами забивалась льдом до самого дна. В 1903 году ледокольная пристань была переведена в Танхой. Навигация обычно начиналась во второй половине апреля и заканчивалась в середине января следующего года. Зимой переправа через Байкал шла по льду.
В 1906 году "Ангара" совершала уже только эпизодические рейсы, а в в навигацию 1907 она вообще не вышла и простояла без дела почти 10 лет.
В 1918 году про неё снова вспомнили, переоборудовали, увеличив число кают, и приготовились к пассажирской навигации. Однако с мирным населением паром успел сделать всего один рейс в Баргузин. Гражданская война внесла свои коррективы и корабль, вместе с целым рядом других судов, вооружили. С переменным успехом и в разных качествах "Ангара" проработала аж до 1963 года!
С 1963 года начались мытарства ледокола - его таскали с места на место, передавали из рук в руки. В итоге корабль оказался практически бесхозным.
К 60-летию Октябрьской революции корабль решили отремонтировать и устроить там музей истории Октябрьской революции и гражданской войны в Сибири. (С какого перепуга, интересно?) Для этого "Ангару" увели в залив Мельничный, установили посередине залива, растянув тросами. Вскоре сильным ветром ледокол навалило на берег, киль хватил грунт, и "Ангара" опрокинулась на правый борт. Из-за подъема уровня воды в водохранилище "Ангара" оказалась полузатопленной.
В 1987 году заговорили о восстановлении корабля. Однако, как обычно, никто не хотел брать материальную и денежную ответственность на себя. Положение спасли обычные люди - был организован сбор добровольных пожертвований. В конце концов общими усилиями в сенятбре 1988 года корабль подняли. Восстановительные работы продолжались до 5 ноября 1990. С этого времени "Ангара" поставлена на вечную стоянку на Иркутском водохранилище, напротив микрорайона Солнечный.
Более подробно об "Ангаре" можно узнать
здесь.
Сейчас здесь организован музей. Часть экспозиции представляет историю "Ангары", "Байкала", Кругобайкалки и Транссиба. В трюме устраивают выставки. Но самый интересный экспонат - сам корабль. На судне постоянно кто-то находится, поэтому теоретически посетителей могут пустить в любое время. Но экскурсии проходят с 10 до 18. Можно не только обойти всё судно, но и сунуть нос в машинное отделение. Стоимость удовольствия: 110 руб. с посещением машзала, около 80 (не помню точно) без него.
Сооружение для погрузки вагонов на паром "Байкал".
Выставка в трюме посвящена Кругобайкалке и Байкалу.
Топки котлов.
В люк в центре ссыпали уголь. Потом его ссыпали в мешки, которые матросы таскали ...
...вот к этим ныне заваренным люкам и пересыпали в трюм. По направляющим лоткам и трубам он попадал к топкам.
Клёпаные борта ледокола.
Так выглядит непроходимая часть трюма.
Вид на Ангару с "Ангары".