Однако же вернемся к Поэтам и второму фотографу, про которого я хотела написать.
У Николя Орана на фликре выложено более
2000 фотографий социального жилья в регионе Иль-де-Франс. Плюс ещё с тысячу фотографий разного рода городских пейзажей, которые к social housing не относятся. Насколько я поняла из комментариев, Николя учится на урбаниста (вероятнее всего в IFU, Французском институте урбанизма, одном из подразделений университета Париж-8) и в свободное время занимается
urban explorartion (ещё футболом немного). Фотограф из него невеликий, с Корнутом не сравнить, однако то, что он очень подробно концентрируется на одном сюжете (социальное жилье) на сравнительно небольшой территории (Иль-де-Франс, хотя 12 тысяч квадратных километров, вообще-то), делает из его фликра документальное исследование французской архитектуры и урбанизма в одном отдельно взятом регионе.
Так вот, Поэты..
Насколько мне позволяют мои познания в архитектурных стилях, этот комплекс можно отнести к изощренным формам брутализма.
Комплекс состоит из двух частей - один с круглыми окнами, более геометричный, второй поизящнее, в мавританском стиле. Насколько я понимаю, мавртанский - это Брассенс братьев Эвремер, а угловатый - это Деснос Жеронимо Лопеса.
Внутри много закоулков и переходов, есть крытый пассаж, галереи, предусмотрены газоны и террасы с зеленью. Но всё это давно пришло в запустение. В комментариях Николя подчеркивает, что из-за сложной планировки комплекс небезопасен - слишком много поворотов и углов, в которых могут скрываться грабители, наркоманы и опасная безработная молодёжь.
Раньше в Поэтах жили почти 3 тысячи человек, но на тот момент, когда были сделаны эти фотографии (начало 2009) половина зданий закрыта и замурована (обратите внимание на заложенные кирпичами окна - так французские власти борются со сквоттерами). Потёки и ржавчина на стенах происходят от порчи внутренних металлических конструкций. Здания построены из нештукатуренного бетона и должны быть очень влажными и холодными. Желание их жителей поскорее уехать вполне понятно.
Кроме того, что жить в бетоне не айс, Николя пишет, что жилой комплекс построен на окраине города и раньше к нему вообще не ходил транспорт, то есть жители Поэтов были изолированы в своем квартале, что только усугубило их положение заключенных "социального" гетто.
Слева - Жак Превер, посерёдке - Жак Брель, а справа - Жорж Брассенс. Почему не изобразили Десноса, не знаю, возможно, потому что у него
тяжёлое еврейское лицо с запавшими глазами вампира Носферату? В
очках, кстати, на
Сартра похож.
К сожалению (но, вероятно, не для обитателей), в феврале 2010 года суд отклонил прошение об отмене сноса Поэтов и их классификации как культурного наследия, и к нынешнему моменту, скорее всего, ни Десноса, ни Брассенса уже нет в живых.
Мне чертовски жаль, что я никогда не увижу Поэтов вживую, но жизнь продолжается, металл ржавеет внутри бетона, люди хотят жить в приличных условиях, земля дорожает, коммунизм невозможен.
Парадокс между архитектурой и жизнью: прекрасная руина или новое и скорее всего ничем не примечательное жилье для нескольких тысяч человек.
Печаль поможет скрасить и то, что братья Эвремеры построили еще одно похожее здание в
Обервилье. Кстати, одной из претензий к жилому комплексу было то, что из-за нестандартной планировки комнат мебель Икеа не подходила, и муниципалам приходилось мастерить очень много мебели специально и только для Поэтов.
Примечание для тех, кто далёк от региона Иль-де-Франс: это область, в которую входит Париж и еще 7 департаментов. Департаменты в свою очередь делятся на округа, кантоны и коммуны. Коммуна чаще всего совпадает с городом. Пьерефит, в котором находятся Поэты, - это коммуна и город, Сен-Дени (где усыпальница французских королей) - тоже.
92, 93 и 94 департаменты формируют так называемый "малый венец" Парижа, остальные три - "большой венец", соответственно.