Мамардашвили. Лекции о Прусте 19 - 20 -21

Aug 03, 2005 06:22

19.
318. Мы не можем опереться на прошлое, потому что истина, красота и добродетель (и так далее) существуют в той мере, в какой они в каждый данный момент питаются и непрерывно воспроизводятся возраждаемым и непрерывно заново переделываемым усилием.
321. "Золотые двери" реальной нашей жизни - это то, как сложатся наши судьбы, в которых играет роль случившееся переживание дерева, а не наблюдаемые деревья.
322. Эрудиция - бегство от жизни.
324. Незнание на другом языке называется ревностью.
330. Герой - тот, кто совершает не то действие, которое уже записано сцеплением причинных цепей, а действие, в начало которого он становится сам. Ему не подходит просто автоматически выполнить записанный ход. Он хочет понять смысл.
331. Метафора есть выпадание из последовательности (пространства расположения смыслов).

20.
334. Истина установилась, и совершившееся сплелось с другим свершившимся, все части твоей жизни расположились вокруг тебя, упаковав в себя куски твоей души, они окружают тебя, находясь с тобой как бы в соседстве, может быть, видном какому-то наблюдателю, но не тебе.
335… всё, что не из меня самого, - недостоверно, неочевидно и не обладает признаком истинности…
339. Автором произведения является не эмпирически известный нам Пруст, а тот, кто рождается романом или внутри него.
342. "благотворного припадка сумасшествия, каким является сон…."
346. Звуком мы называем материю явления, которое указует на какие-то гармонии внутри нас, а нашей душе. За звуком мы угадываем не причины, а состояния нашего существа…


21.
22.
371. Мои состояния являются секрециями тела, но тела не анатомического, а созерцательного.
371. Ведь большинство вещей в мире, которые стоит понимать таковы, что требуют не глаз, а поворота глаз души.
23.
386. Его интересует на самом деле то, что является впечатлением, или, иначе говоря, текстом.
384. Ведь мы ожидаем, что истина будет нам прислана по почте в готовом завёрнутом виде, в конверте - вот только почему-то почта плохо работает, и мы готовы обратиться к министру, в предположении, что он владеет истиной.
385. Полнота духовной жизни и её развёртывание зависят не от богатства окружающего мира, а от того, во что мы вложились перед этим.
386. Скажем, совесть, честь. Если я считаю ценностью честь и стремлюсь к ней, то это означает только одно - во мне она уже есть. Иначе если бы её не было, то я бы к ней не стремился.
Из чего следует простой факт: если кто-нибудь где-нибудь, в какой-нибудь точке пространства и времени приходит в контакт с таким материалом - скажем, я понял великую мысль или установил ценность чести, - если это случилось, то там уже есть всё. Значит, мы имеем дело с какими-то саморавными явлениями или тавтологиями, которые распростёрты на многих точках пространства и времени. Если я понял Паскаля, а он жил триста лет тому назад, и понял закон устройства сознательной жизни, - значит, я сам творчески сотворил эту мысль. Сотворил, если уже понимал.
387. То, что я понял, есть лишь проявление того, что я понял, что во мне уже есть.
Истинным может быть лишь то, что требует интерпретации, возникает на её основе.
388. истиной нельзя обладать, она должна воссоздаваться в каждой точке и по всем частям. И это воссоздание называется интерпретацией. То есть истина есть интерпретативное явление.
Когда предполагается, что кто-то наверху знает что-то (а нам не положено знать, это секрет), то это означает, что он тоже ничего не знает. Потому что такова природа существования истины.
"сам не зная почему, я позволил завлечь себя на смертельный путь знания…"
389. Обычно мы считаем, что есть текст и есть акт его чтения, а я вам предлагаю другой вариант: текст, который складывается в качестве текста актом его чтения. Самим актом извлечения смысла.





Пруст

Previous post Next post
Up