C29A75EC-8B7E-4E9D-9520-EB37E23C0135.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU Еще одну персональную выставку Андрея Васнецова следует посетить в академических залах на Пречистенке для углубления пониманий «сурового стиля». Нынешний проект сделан как бы сноской в большой экспозиции в
«Новой Третьяковке», закончившейся совсем недавно. На Крымском валу показывали только картины, здесь же рисунки, наброски, акварели и фотографии архитектурных проектов, оформленных Васнецовым.
Это его колючей экзистенции мы обязаны фонарями МХАТа на Тверском бульваре, литым решетками и прочим «чугунным» деталям Инженерного корпуса ГТГ, оформлению тульского театра, мозаикам в фойе «Известий» и Музея космонавтики.
Мне-то издалека казалось, что черные омуты («горелые доски») станкового творчества Васнецова - обратная сторона «светлейшего» исторического оптимизма его же декоративно-прикладного стиля, но, чу: и в оформлении «общественных зданий» и «публичных пространств», академик Васнецов все также последовательно самоуглублен.
«Темнота зеркал» его настолько темна и беспросветна, что он уже даже не заглядывает в бездну, но, словно бы живет в ней.
Все прочее - складки на поверхности этой бездны, пропасти, тоннеля, тупика, внутри которых пространство раскладывается (почти как у кубистов, но в ином, что ли, более спокойном и не столь решительном темпоритме) то ли на плоскости, то ли на лопасти, обязательно стремящиеся пересечься.
«Геометрия авангарда», всяческих там конструктивизмов и супрематизмов, словно бы кладется поверх реальности той самой чугунной решеткой, изготовленной для Инженерного корпуса. Сеть накладывается на действительность, делает ее фасеточной, ячеистой, проваливающейся вглубь и внутрь темнокожих омутов, покрытых никотиновой смолой и каплями жирного дегтя, такого прижимистого, что даже Сулаж отдыхает.
Авангардные кости (хребет, скелет) приправлены или заправлены зияющей мглой высокого модернизма, по краям которого и существуют остатки фигуративности. Наброски и этюды показывают, как Васнецов вычитал из нее реальность, оставляя только внешнюю кубатуру вечного покоя: смоляного, слюдяного, скорбного. Словно бы его волновало не то, что в центре, но как летают сквозняки, фонит кубатура и воздушные ямы придавливают людей, сидящих за столом, своим незримым сиянием.
Сознательный метод вычитания теплого, теплокровного - для того, чтобы оставить на картине один лишь густой замес пограничья, складывающегося, как я уже выше сказал, из разнонаправленных территориальных и пространственных лопастей.
Ну, да, ближе всего это к кубизму, но не центростремительному, сплетающемуся в узел нервных окончаний, а к центробежному, разбрасывающему куски жизненных материй по краям.
На выставке в залах Академии художеств (всего три, хотя и больших, зала) есть целая подборка реплик Васнецова в сторону классических полотен. Один из ангелов Фра Анджелико, пара Сурбаранов, понятно волнующихся густым, запекшимся светом, просачивающимся из недр картины, из внутренних тектонических ее пластов и темных оттенков. В основном, коричневого, разумеется, Сурбаран (как и Рибера, как и прочие испанцы) был на такие финты большой мастер. Странно, что нет оммажей «мученику светотени», ведь смуглые рембрандтовские проблески и просветы из той же оперы, зато есть «Королева Изабо» Пикассо, оригинал которой висит в Пушкинском совсем недалеко.
В этой «вольной копии», служащей вскрытием приема, хорошо видно, что Васнецов у кубизма заимствовал (неоднородность, архитектонику сдвигов, распадов и сшибок), а что сглаживал (разномастность, разнозаряженность пластов), научаясь взрыхлять пространство словно бы консервным ножом. А после того, как вся эта пространственная темпоральность заливалась густой нежитью, возникали и продолжают возникать странные минималистские эффекты.
Как если Васнецов текущий и конкретный момент (человек по лестнице идет, жеребенок в стойле стоит, две женщины курят в обеденный перерыв, семья очередных живописцев рассаживается под гардинами) пишет из будущего. Из вечности, в которой подробности облетают и уже облетели осенней листвой.
И даже от падалицы ничего практически не осталось.
Из другой эпохи все эти «суровости» кажутся немного простыми, хотя все еще красивыми, по-прежнему «работающими», но все ведь «познается в сравнении», а на выставке зачем-то (места, что ли, много) в последнем зале со скетчами, пару стен отдали ученикам Васнецова, раз уж он был еще и педагог знатный. При этом, если Васнецов синтезировал и сочетал, последователи его раскладывают разные приемы мастера на составляющие. Кто-то берет экзистенциальную опустошенность, кто-то - асимметрию сталкивающихся геометрий, кто-то намеренно отсутствующий композиционный центр. И никто из них не приближается к цельности отчаянья мастера даже близко.
А надо еще добавить важное обстоятельство: персоналка Васнецова находится внутри лабиринта выставочных залов АХ. С одной стороны, она окружена бесконечным творческим самоотчетом Церетели, натворившего столько, сколько ни одно живое существо сделать не в состоянии.
В этих темных, багровых залах идеально криптологический триллер или конспирологический сериал с мистическим подбоем снимать - сразу на пару сезонов недорогих декораций хватит. С другой стороны, экспозиция Васнецова окружена серией сезонных (зимних) и тематических выставок и это уже не гуманитарный кризис, но антропологическая катастрофа какая-то. Конечно, в Третьяковке и прочих серьезных музеях таких вопиющих контрастов не существует, поэтому важность и значимость Андрея Васнецова на таком щемящем фоне возрастает тысячекратно. Подсобили.
Отсюда уже совсем близко становится к пониманию почему «суровый стиль» ощущается не просто меньшим злом, но культурнейшим из направлений. Дело даже не в принципиальной опоре на историю мирового искусства, которой
вот даже у «простецкого» Попкова («шукшинский чудик») много, но в самой этой фундаментальной редукции реальности и фактуры.
Вычитание лишнего и та самая «иероглифичность», что позволяет отделять фигуры от фонов, а фонам жить отдельной, самостоятельной (имманентной) жизнью, перекладывает груз трактовки зрелища на зрителя. Суровые художники ничего не разжевывают, их суровость как раз и заключается в больших кусках, на которые они разрывают действительность, чтобы кидаться ей, преображенной в голую суггестию, в ничем неповинных посетителей.
Аристократизм подачи художников, романтически приподнятых над бытом, оборачивается воплощенным демократизмом механизма послания, который каждым считывается по-своему. Возможно, терпимость совка к авторам сурового стиля, которых почитали и продвигали, как раз с этим глубинным, социалистическим демократизмом и связана?
Цензоры и чиновники видели одно, интеллигенция и богемка - другое. Вот и мы продолжаем видеть во всем этом совершенно третье. Беспросветной зимой 2024 года: чернее черного, Андрей Васнецов оказывается жгуче созвучным нашей собственной мгле -
пресловутому последнему часу перед рассветом.
https://rah.ru/exhibitions/detail.php?ID=60873
5DC5998E-CE8B-44A7-9F66-118A021D09B0.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
B8B3A891-321F-4278-9DB3-5D8C5995EC86.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
B7587618-A1CD-474E-A6EA-8C3677161F6F.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
D3420F25-E27F-4E20-936C-1FFF4C8F8520.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
48B1037F-F823-4916-A516-B1EF0CAD3F44.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
B64219C1-6CAF-4428-A8CC-ED619CD71D9B.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
FE3DBE3E-1504-4BD0-94DA-26BE7F848FAD.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
7416781B-7FC2-4C7F-A9C0-6E9804EEA783.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
05214DEB-BA91-4589-B8DA-90CF8AF784BF.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
9FE20911-251D-4500-8FB7-71A29D11B31B.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
77D1CC13-B221-4AA6-B27E-2BF4BAF24403.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
40EB1599-4B1B-46DD-BA09-36FA326D9B99.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
75E0CFCA-AD39-4C40-BDAD-36967F3167A6.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
19F8F4F1-9535-4E18-AADF-A7390466B240.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
1E6B15E2-EAF9-4357-96AE-6AEE1F2B6F4D.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
8527DCD9-4284-494A-9B21-CACE2B2D144E.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
5B1DA28F-230F-44F0-B26D-4B97EBA5A556.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
5358C747-D053-4952-83FA-FA046AC3EB0A.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
DB81B8B9-DC6B-4BDE-B1CB-64C5D8CEF367.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
4501E3A0-6580-4DA9-B572-FF85B767BC8C.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
D2A8983A-7523-42E7-8F4B-4FBE169AB764.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
1CB6F0D2-206C-4F81-9DBE-280052C1E20A.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
0965CB6B-FA08-4A20-A037-B8ACBD943D08.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
E99CC257-0C7E-4C8E-9290-FE0C30EBBE5F.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
159CB6D4-B52D-46A1-B135-73F9D0B35AED.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
CD3CB2CC-0247-41D6-AD68-DE2DA15605FC.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
4D15CA53-08F5-4A18-AD3A-12DD760EAE46.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
F85B284B-E586-4DF3-97F9-F7CD19100C45.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
E58B04B2-D8B7-4A28-800F-F523E38AB7A5.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
2D2011FA-6585-4A4A-8456-F900B4A5B8B3.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
CFDB8FD3-B952-4235-858A-D1BBBCD3DD7E.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
A337B0F2-418A-468D-A8DB-81751050EB94.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
BF023608-93EA-43B3-8BF5-D259400BE540.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
010981D7-9BFC-41A0-BE10-DB77C143A81A.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
903DCAF7-4F42-4ABF-8348-61E3AA9AD295.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
784324B9-9F43-4AED-BAC4-9568E9F2905A.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
61D91D3B-328E-481D-8506-2E02976A73EB.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
86D40D22-BE0A-45D5-BF03-B34026C5B484.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
8AFFC727-3524-43B1-8592-CDAD0EA964EA.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
10B1047F-0CF9-4E4E-BD19-537D95833532.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
4A7743B9-8B0B-4B53-9A71-75BA2D9C2B87.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
6EA150BA-4840-4C7D-85D5-28CBA56C6E61.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
E5DDB596-9825-4DCB-B33B-6AAFF0BA8522.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
DBF8DEED-AD86-418F-9DD4-0826E8FE3A0A.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
F8429044-F620-4636-8945-B9C3B83B87B1.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
77446B66-DF78-4C91-BD80-CC3D3B927E37.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
82645E3B-9CD9-43CB-912A-B20DD0919E9C.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
7FA5A47F-EB7F-4EF0-BA4A-DA1C736F381B.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
5260E76E-0089-4D03-8744-FEE8C5081DD2.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
FE782E2C-E56E-480B-842F-8B67BF09385E.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
FDB63A33-4174-41F9-AC2B-552E32158986.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
667DFD61-542D-4A4F-B12E-E42DD60A956B.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
C6601054-865E-4EF0-8DA8-CCD149890B40.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
9BA48175-7138-486E-AB69-71EA5FF7D9A5.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
B8696432-9E5C-4BC8-9401-626884472E2E.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
6B47E6C7-63A8-443B-A08B-C9B294766AEE.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
F35D25C4-26E4-4438-B6E0-D5D5FC86D90C.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
A72F972C-AF7A-4DC1-88AC-2CF64ADF45DD.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
E0CB5BF9-AD7D-4064-8A4D-1177A97D7ADA.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
E2884D11-7CDF-4114-9225-D94EE618A3D7.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
C4746F53-4591-480F-ADCF-2F017DBA74F6.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
C45E2AB8-61AF-4818-B742-9DEA8F5884F1.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU Андрей Васнецов в Новой Третьяковке. Ретроспектива «Связь поколений. Из XIX в XXI век»:
https://paslen.livejournal.com/2839870.html Погружение во тьму. Виктор Попков в Третьяковской галерее на Кадашевской набережной:
https://paslen.livejournal.com/2861089.html ![](http://www2.clustrmaps.com/counter/index2.php?url=http://livejournal.com/users/paslen)
4953C1F9-0548-4B2F-95BB-FA7DB0DCF272.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
AEA1A985-1D07-4D0E-890E-8C7524E2EA05.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
ED30A41F-253C-4BCB-A983-36236E629FEA.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
6139487D-FE51-41F8-A94B-DAAED9286704.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
FD728B34-6504-472F-AEF0-805388D15058.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
F80CC740-0739-41EC-B1C5-31DC07D7C83C.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
04B7AEFC-F798-4AF5-B639-2BFE21B15804.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
23BDA0AA-C7B4-42B6-ADAD-BAC34901870F.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
B3E5A7D1-79C6-4650-A075-DD99CDEC4BCD.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
72068AD7-06BE-410E-BD54-288BBB5A654D.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
23FAF149-E383-4D18-9C85-41D05307E00A.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
8B49D1DD-458B-420D-AB04-DE403C353560.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
A08EA0F2-552B-4604-B999-23D91566A25F.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
21C7E47E-FA7A-45B1-A4A7-5BD5E2D395B5.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
765CD66F-E9B7-4854-B823-6614B02A1DE4.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
CAE50B7E-14CF-4E8A-A756-C997DF9629A2.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
36D687E1-386E-4EBD-86C5-1960CA350C19.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
53DD6DE3-99D0-4789-B081-85434A79A571.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
1A1EA41C-D652-4143-A120-3C9D0C067686.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
690BA1A3-2A14-44F2-8921-2AFDBEF0F9BA.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
5E06FA7F-040F-462C-9874-4A2733DDD69F.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
DE4D9391-405C-4356-8936-12BD3675E864.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
74E9AE15-0E37-484B-8B37-316094B20A74.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
F2E5DAF0-7FD4-4EF2-B07B-D2CF32829013.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
10FEFE96-00A5-4B2D-BCCB-5BEF89E927F3.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
A704F18F-4845-4289-B899-1DB45561291D.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
DD4A86E8-23AA-4967-9DC9-D63197CE87A6.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
8DD8FB5A-C85A-4A52-A41A-AE2299D06687.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
068AA5D0-072E-451E-B0F4-D99292081003.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
AD1FCAD1-97B7-49FD-B1B1-3DBF9D0A0245.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
F3AE3F05-FA75-4389-9B95-154BCAF74A12.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
1E8FD7CA-73D6-4596-BD63-E1FB8E89DF5B.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
21C9E1E3-20EA-465D-9AC3-9D6DA007D0D2.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
66EC3960-10A9-483F-BB56-47B8A5387D03.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
059D4C7C-B965-4873-8CB8-60704B7E8D4F.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
94730AB7-8727-4761-BB9E-509E12D184D7.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
6EF731E8-9853-409B-94C9-1B5F67B7733E.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
E46CB6E7-7384-4C72-97FE-9A9937870152.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
5AE544AC-FFA7-4757-8C07-8A292A35A471.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
B6FBE707-163B-4161-B2A9-B6472F509955.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
62AB29E7-C697-471B-90C2-EE9BF381F813.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
861990BE-B607-4BB5-8953-2AF4CD83BB9D.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
2D662492-A031-44AE-8A07-C9691A3CBE34.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU
80360D83-405F-4E6D-9E2D-453512D78F3D.JPG ©
paslen.iMGSRC.RU