"Адепты красного. Малявин & Архипов". Инженерный корпус ГТГ

Nov 08, 2024 17:06



IMG_3007.JPG © paslen.iMGSRC.RU



Конечно, Филипп Малявин и Абрам Архипов - те художники Серебряного века, что, может быть, более других нуждаются в пересмотре репутации. Они ведь вообще не «про то» о чем картины и что мы привыкли о них думать.

В детстве, а воспитывался я, как нормальный советский ребенок, разумеется, на Передвижниках, с Архиповым, да и с Малявиным все было понятно будто бы с первого взгляда - розовощекие бабы в вихрях платков, алых и багряных, все как мы не любим: «мысль народная», «стихия русская», вот это вот все. Ставишь крест понимания и идешь себе дальше.

Только начав ходить в Третьяковку, я каждый раз застревал у монументального «Вихря» (несмотря на плохое самочувствие и осыпания, начавшиеся давно, его поставили в центр нынешней экспозиции, замкнув на него композицию главного зала «Хоровод»), потому что это Климт по-русски, фигуративность на грани абстрактного, ну, и просто хорошая, точнее, великолепная живопись, качество которой ощутимо только в оригинале (косвенный, но важный признак настоящего искусства).

В детстве, помимо прочего, я стал заложником советской полиграфии, съедающей цвета и, главное, уравнивающей картины разных форматов в единый поток без начала и конца (во всех направлениях, но особенно в реалистических изображениях), тогда как у художников, сделавших осознанный переход от передвижничества (Архипов даже покинул это сообщество в 1903-м) к сначала импрессионизму, рифмовавшемуся в России с декадансом, а затем и безудержному, экспрессионистическому практически, буйству ничем не сдерживаемой «материи красок», очень важным оказывается глобальный формат.

Большинство картин на нынешней выставке - большого, «музейного» формата. И развешены они намеренно выше среднестатистических глаз, из-за чего возникает ощутимая дистанция, словно бы призванная сдерживать все это буйство порывов и самодостаточную, самозарождающуюся жизнь внутри ярких, сочных, искрящихся изображений.

Выставка растекается по двум этажам и устроена как две персоналки («начальный» Архипов на втором этаже, «начальный» Малявин - на третьем, ну и центральный зал с сюитой «красных» холстов, тот самый «Хоровод» с «Вихрем» во главе) - и если у Архипова есть масса просветленных жанровых холстов в самом что ни на есть передвижническом духе и пара стен пейзажей с северными деревнями (жесткий минимализм, едва ли не приближающийся к «суровому стилю»), то Малявин, считавший что все уже сделал Левитан, в пейзажные жанры не верил. Писал только портреты. Зато какие!

Тягучие, густые, умные, проницательные с обильной и автономной жизнью фонов и фоновых мазков, затевающих взвихренные и пастозные вихри. Они, кстати, казалось бы, материи сугубо служебные и вспомогательные - такие же важные сущности, как центральные на холстах события лиц, над которыми Архипов и Малявин трудились особенно добросовестно и четко.

Схожим образом заводил имманентность внутри своих картин Репин, портретом которого открываются сольные залы Малявина. На громадной ретроспективе Репина пару лет назад хорошо было видно, что особенно пристальное внимание маэстро тратит на буквализм лиц, устраивая вокруг импровизационную неразбериху мазков разной породы и направленности. Именно в этом тщательно продуманном и интуитивно осуществленном хаосе (позже это, видимо, отсюда «пойдет» и «живопись действия» и «живопись цветовых полей»), ответственном за передачу «внутреннего содержания» моделей, и зарождается особая пластическая подвижность, составляющая главное впечатление от работ.
Позже по этому пути пойдет, к примеру, и Фешин.

Не натурализм лиц (его нет), но бурлящая хтонь нутрянки, выраженная в кипении живописных (цветовых и формообразующих) средств, в конечном, счете, остается на сетчатке глаза. Вот как у того же Климта, где активных, агрессивных фонов всегда больше, чем «внешнего сюжета», «литературщины». У Малявина есть пара совершенно климтовских холстов (например, монументальный автопортрет с семьей, где небольшое лицо художника загнано под самые колосники, где оно прячется, среди размашистых узорчатых волн и ар-нувошных, декоративных совершенно, переливов), а есть и портреты вполне в духе, например, Цорна.

Ну, или неявного, интуитивного, что ли, ученичества в диапазоне от Веласкеса с Рембрандтом до Врубеля и Серова. В маргиналиях Архипова и цветущем существовании ситцев по краям с набитыми цветами, в вышивках и платках, масса Матисса, Ван Гога (в пейзажах) и даже Гогена, а также практически Кандинского - и это случай какого-то универсального гения, заново изобретающего и интуитивно проживающего чуть ли не всю историю искусства, включая Ренессанс (есть у Архипова мать и дитя, напоминающее бледную итальянскую фреску с вывернутой на зрителя позой матери): будучи из крестьян, Архипов, тем не менее, не только эстетизировал, но и экзотизировал кормилец и торговок малиной.

Я знаю об их профессиях, так как почти все модели подписаны, кто есть кто. Такая забота о профессиях изображенных женщин и мужчин могла умилять советских искусствоведов (вот она, «связь с народом», как есть), но, на самом деле, теперь в ней читаются дистанция и любопытство Другого.
Удивление от собственной включенности в чужую, чуждую жизнь.

Феминистки (а проект «Адепты красного» совершенно женский - женщины у нас и без того являются главными посетителями музеев, а тут так особенно) тоже не должны быть довольны этими разрумяненными бабами, постепенно обращаемым в менад, так как, несмотря на отсутствие ню и завороченность крестьянских тел в тысячу развивающихся на ветру одежек (и все без застежек), женщины эти максимально объективированы (экзотизация - почти всегда объективация). И как объекты чувственного наслаждения тоже.

Хотя касаться их, сгорающих в кострах своих одежд, небезопасно. Написанные, как музыковеды пишут, «открытым звуком», девушки-огневушки, поскакушки-бегунки (мiровой пожар в крови) воплощают неподконтрольную стихию, готовую в любой момент вырваться наружу. Тогда никому не поздоровится. Вот уж точно - менады, готовые растерзать кого угодно, фурии с топорами в юбочных складках: та самая кровь с молоком, что подымает со дна густую сволочь, бессознательные сгустки подонков.

Это же не хоровод, но вполне радение.

При том, что Малявинские модели, зачастую и не подожженные алым, не подсвеченные заревом («Шпигулинские идут») еще более инфернальны и глубоки - помимо лица и фона в них (особенно это касается мужских и детских портретов) есть второе и третье дно, а не только слепящая пастозность артистического жеста, не только упоение импровизатора своими безграничными возможностями усложнять пространство бесконечным количеством складок. Это Архипов остался в РСФСР и закончил картиной с революционными битвами (кони, люди, флаги, багряные и лиловые облака), тогда как Малявин эмигрировал и писал заказные, парадные портреты. В них он тоже преуспел, набив руку еще в юности (недалеко от Репина в его сольных залах - выдающиеся изображения Грабаря, Сомова, Остроумовой-Лебедевой).

Этой [методологически существенной] разницей биографий и объясняется исключительность «Адептов красного» из перечня десятков актуальных выставок, показывающих насильственную (или добровольную) большевизацию старорежимных «мастеров искусств». Архипов, может быть, и готов был перековаться, да не успел. Младший (на семь лет, впрочем, весьма принципиальных для истории искусства) Малявин эмигрировал и зависел от заказов, развивался логично и естественно. Без скачков, ночных головных болей, плавно и органично. Потому и пришел к концу жизни на новом витке к тому, с чего начинал.

Но главное, еще раз повторю, следить за руками - за автономностью фонов, живущих собственной, весьма насыщенной жизнью. Качество выделки самого письма (это как в литературе) отделяет подлинную (ибо «поисковую») изящную словесность от сермяжной публицистики и схематичной беллетристики. Тем более, что это очень красивый и безупречно работающий прием отражения «содержания» изображенных.

Можно, конечно, сказать, что Архипов любил изображать своих баб у окна, чтобы добавить холстам еще один, дополнительный, «источник света», но мне, почему-то кажется, ему особенно важной была пустота застекленного пространства. Как и белые подолы сарафанов, с редко раскиданными по ним узорчатыми, повторяющимися цветками.

Светлые, почти ничем не заполненные плоскости, весьма широкой протяженности, порой, отлично играют и прекрасно контрастируют с буйнопомешанной толпой сочных, чистых красок, сталкиваемых друг с другом, с хвостами живописных комет и особенно размашистых мазков, но еще и, гораздо больше изображенных лиц, говорят об умственных и эмоциональных горизонтах бесшабашного и безбашенного разгула народных стихий. Как очень уж символично приуроченных к эпохе трех судьбоносных революций.

В этом смысле, подспудно, но неизбывно, «Адепты красного» еще и про ту идеологическую ловушку, в которую себя загнало просвещенное общество некогда бывшей российской империи. Когда страна, с каких-то кислых щей, оказывается просто-таки обреченной на революцию и передел мира.

О, взвихренная Русь, адептами красного умытая…



IMG_3025.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3023.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2540.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3021.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2452.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3011.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2647.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3009.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2650.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3003.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2651.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2999.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2996.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2997.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2453.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2988.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2574.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2985.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2586.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2646.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2638.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2642.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2639.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2637.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2636.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2632.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2572.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2573.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2610.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2592.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2606.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2588.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2577.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2581.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2579.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2571.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2543.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2542.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2541.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2534.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2535.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2528.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2533.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2525.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2484.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2482.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2464.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2476.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2450.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2473.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2448.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2472.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2447.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2470.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2446.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2466.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2445.JPG © paslen.iMGSRC.RU






IMG_3019.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3001.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3015.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3004.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3013.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2998.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3005.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2995.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_3002.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2993.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2994.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2992.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2991.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2990.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2989.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2644.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2987.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2645.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2649.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2643.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2648.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2641.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2640.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2635.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2539.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2634.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2608.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2633.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2604.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2602.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2598.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2600.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2596.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2590.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2584.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2589.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2544.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2587.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2536.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2585.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2532.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2583.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2531.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2582.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2530.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2580.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2529.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2578.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2527.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2576.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2526.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2575.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2480.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2537.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2478.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2483.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2468.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2481.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2467.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2479.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2462.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2477.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2460.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2475.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2455.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2474.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2454.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2471.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2451.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2469.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2449.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2463.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2465.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2461.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2458.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2459.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2456.JPG © paslen.iMGSRC.RU



IMG_2457.JPG © paslen.iMGSRC.RU

"Передвижники" в ГТГ на Кадашевской набережной. Официальное открытие нового корпуса: https://paslen.livejournal.com/2855313.html

Ретроспектива Ильи Репина в "Новой Третьяковке" до 18 августа: https://paslen.livejournal.com/2372733.html

Ретроспектива Н. Фешина. ГТГ. Инженерный корпус: https://paslen.livejournal.com/1413271.html

ГТГ, выставки

Previous post Next post
Up