"Свободный полёт". Выставка "Музея АZ" об Андрее Тарковском в "Западном крыле" ГТГ

Aug 05, 2019 00:43






Этой выставкой Третьяковка открывает "Западное крыло" - новое пространство на месте галерей Центрального Дома Художника, отнятого судом у Международной конфедерации художественных союзов - хотя Зельфира Трегулова проявила большую мудрость и щедрость закрепив за конфедерацией помещения третьего этажа, где художники смогут проводить свои выставки. Хотя интуиция почему-то подсказывает мне, что дело там успокоится офисами и коммерческими лавочками. Посмотрим.

Экс-ЦДХ передали ГТГ в конце весны, а первую выставку здесь открыли уже в конце июня.

Самое заметное - вместительные территории второго этажа, предназначенные для больших экспозиционных проектов.

Последний раз я был здесь в конце прошлого года на последней "Нон-фикшн", пространство которой привычно делится клетушками отдельных институций, поэтому, особенно по контрасту с книжной ярмаркой, холл центрального выставочного зала "Западного крыла" выглядит вместительным и пустым.

Официальные речи как раз там и произносили, потому что "основная" выставка, состоящая из трёх отдельных экспозиций, теперь соединённых в одну, происходит в темноте.

Темнота, в которой прожектора выхватывают экраны с фрагментами фильмов Тарковского, или картины внутри инсталляционных лабиринтов, предсказуемо искажают не только пространство, но и используемые в музее экспонаты.

Впрочем, я уже привык, что темнота не столько скрывает, сколько обнаруживает "тайные"(а отныне уже не сокрытые, но, напротив, выставленные на всеобщее обозрение) намерения устроителей.

Они могут быть самыми разными - от отрезать выставочный отсек от территории остальных коллекций до желания скрыть подлинные размеры экспозиции - когда "картин" или слишком мало (как на выставках Тициана или Рафаэля в ГМИИ), или слишком много.

Для открытия новых помещений Третьяковки, была выбрана выставка, посвящённая Андрею Тарковскому, который хотя и стоял как бы у основания видео-арта, является, всё-таки, архетипическим киношником, то есть, для дебютного проекта на новом месте, Трегулова избрала проект не чисто пластический, но мемориальный - с передачей "основных полномочий" от одного медиума (живописи и скульптуры) совершенно другому - кинематографическому.

Кинематографические выставки имеют совершенно иной бэкграунд и оформительские каноны.

Например, им большие выставочные территории противопоказаны - музей это не кинотеатр, здесь, конечно, можно устроить долгое и торжественное вхождение внутрь кураторской мысли (и это, конечно, логикой своей будет напоминать попадание в огромный, виртуальный мемориал, вроде Мамаева кургана или Поклонной горы), но аутентичность, как известно, на пространствах, превышающих границы восприятия, работать перестаёт почти сразу же.

Включая вместо себя неуют пустоты и опустошённых территорий с лишними экзистенциальными сквозняками.

Тем более, что громадные экраны входной группы и первых проходов поставлены на повторяющиеся нарезки - то есть, действуют они ограниченное количество времени и без какого бы то ни было развития, как бы подгоняя посетителя идти дальше по кругу.

Ну, то есть, действуют выхолощено и достаточно механистически.

Экспозиционные противоречия усугубляются в двух последних частях "Свободного полёта", максимально насыщенного произведениями и художников-нон-конформистов.

Во-первых, все они разного качества, поскольку в частный музей попадают не лучшие работы - все самое отборное, как раз, забирают институции, вроде Третьяковки: собрание Музея AZ, в этом смысле, более чем скромное (а срединная часть трилогии с циклом картин Петра Беленка так и просто провальная), а, во-вторых, разные "носители" (с одной стороны, настырные видеоматериалы, а, с другой, авторская живопись и скульптура нон-конформистов) требуют разных режимов смотрения - и, соответственно, разной организации освещения и самого пространства.

Финальная часть "Свободного полёта" схематично повторяет зал орбитальной станции из "Соляриса", внутри которого у Тарковского были размещены произведения искусства, представительствующие от мировой цивилизации - в ГТГ их заменили работами классиков "Второго авангарда", которые обрамили анимационными фильмами на темы картин и скульптур, завершающихся оживлением картины Брейгеля.

Понятно, что на таком агрессивном и "заставленном" фоне, создающим кислотный соус из анилиновой подсветки и громокипящей музыки, картины бледнеют и съёживаются - их практически не видно.

Это, вообще-то, логично, так как картины молчат и не движутся, в отличие от кинетических инсталляций, звуковых дорожек и видеопрограмм.

Остальное видно на фотоснимках - то, что качество их ниже среднего есть косвенный, но верный признак того, что выставка не удалась вышла проблематичной.

Тот самый случай, когда первый блин комом.
Дождёмся ягодок.


































































































































































ГТГ, выставки

Previous post Next post
Up