Воспоминание о Палаццо Скифанойя в Ферраре

Apr 01, 2019 19:45






А потом я долго искал «загородную резиденцию» д’Эсте с глухим и интровертным фасадом, которая вообще-то закрыта на реставрацию и коллекции, в ней хранящиеся (керамики, монет и предметов из слоновой кости, бронзы и барельефов) теперь недоступны.

Однако, люди идут сюда не за этим - всем нужен только один большой (торжественный, бальный?) «Зал Месяцев», некогда сплошь покрытый фресками, разделёнными на 12 зодиакальных частей.
И именно его Роже Кайуа вспоминает на страницах «В глубь фантастического»: «Андре Пьер де Мандьярг, описывая дворец Скифанойя в Ферраре… рассказывает, что в большом зале на втором этаже происходили непристойные турниры в которых сражались… обнаженные девушки с рыцарями в доспехах…»

Теперь можно увидеть лишь небольшую их часть - пару веков Палаццо Скифанойя стоял в запустении, а когда в его просторных покоях разместили табачную фабрику, росписи покрыли в XVIII веке толстым слоем штукатурки.
Снова нашёл их в 1821 году декоратор Джузеппе Сароли, за что честь ему и хвала, потому что стенопись, в которой участвовали важнейшие феррарские художники XV века - местный аналог пизанского Кампосанто, мантуанского Палаццо Те и, чем чёрт не шутит, Сикстинской капеллы Ватикана.
Ну, или, хотя бы Станций Рафаэля.

Северо-восточная стена расписана в технике фрески «наиболее слабыми, бездарными учениками Туры и Коссы», качество которых «удручает глаз»; юго-западная украшали живописью по сухой штукатурке, поэтому от зимних месяцев почти ничего не осталось.
Самыми яркими и эффектными оказываются осень и лето: Лонги считает, что кое-что здесь исполнял «великий Эрколе» Роберти. Также искусствоведы узнают в росписях Скифанойи руку Франческо дель Косса и Бальдассаре д'Эсте.

Каждая из дюжины живописных глав разделена на три автономных части.
Верхний, самый сложноустроенный и недоступный этаж - сплошь триумфы олимпийских божеств; средний уровень на синем фоне - сами эмблемы знаков зодиака с аллегорическими фигурами в центре и симметричными персонажами по бокам.
Самый монументальный и густозаселённый нижний ярус, разворачивающийся непосредственно перед глазами, бытовой, «профанный», рассказывает истории из придворной жизни фераррского двора времён герцога Борсо д'Эсте.
В Википедии, впрочем, достаточно подробно расписаны сюжеты и степень сохранности работ.
Пока я ещё не видел (Палаццо Те в Мантуе мне предстоит только через неделю) таких, полностью светских и даже куртуазных циклов, лишённых даже намёка на религиозное содержание.

Что автоматически меняет всю пластику и, извините, иконографию - импровизационную, избыточную, лишённую каких бы то ни было ограничений и, оттого, до сих пор свежайшую и будто спонтанную.
Непредсказуемую.
Несмотря на ужасные утраты, находящуюся в постоянном становлении.

Сохранившиеся и, тем более, восстановленные фрагменты выглядят настолько убедительно, что с лёгкостью можно представить себе "Зал Месяцев" заполненным сиятельными синьорами и их дамами. Или же обнажённых девушек, сражающихся (или танцующих) с рыцарями в лёгких доспехах с преувеличенными гульфиками ренессансных трико.
Или, возможно, рассеянный свет действует таким образом, что в Палаццо Скифанойя впадаешь в "режим чтения", свойственный погружению в текст, когда внутренний голос вышивает свои мысли поверх напечатанных слов. Слепые стены с отсутствующими рисунками словно бы покрыты шрифтами Брайля - вполне законченными, просто предназначенными для других людей, не нас.

Режиму чтения мирволит особенно мелкоскопический стиль нижнего яруса, явно напоминающего особенно тщательных и умелых книжных миниатюристов, бургундские и провансальские влияния, поэзию странствующих миннезингеров и трубадуров, поля вербены и холмы лаванды, напоминающие всё ещё недочитанный текст, брошенный посредине.
Когда кто-то окликнул, отвлек и листы зашуршали, перелистываясь на цветочном ветру, сглатывая часть нарратива, остающегося слепым, чтоб уже не найти, где, собственно, остановился.
………………………………………………

Помимо «Зала Месяцев» на втором этаже Скифанойи открыт следующий «Зал добродетели» - небольшая комната с кессонным, богато изукрашенным, потолком и расписным лепным (стуковым?) фризом с аллегориями герцогских добродетелей, исполненными Доменико де Парисом: единорог символизирует чистоту, Крещение - внимание, огонь - милосердие и любовь.
Объяснения того, что такое Парадур, обозначающий благодеяния, совершаемые д'Эсте, я не нашёл и поэтому вышел с небольшой внутренний дворик, на зелёном газоне которого (не слишком ухоженном) поставили современные бронзовые абстракции.

Да, на другой улице, уже не с фасада, к Палаццо Скифанойя примыкает церковь Святого Либера, построенная в XV, а в XVIII (1735) веке ставшая первым публичным музеем в Ферраре.
В соответствии с принципами и идеалами Просвещения, призывавшего любоваться руинами и изучать культурное наследие предков, здесь организовали городской лапидарий - собрание каменных надписей и изображений с древнеримских времён.

Надгробные камни, саркофаги, стеллы.

Теперь тут 70 артефактов, собранных по всему Моденскому герцогству, в основном из Белригуардо возле Остеллато, Вогенц и, почему-то, из Равенны, откуда в городской лапидарий прибыл саркофаг Аурелии (III до н. э.) с барельефом человеческих фигур в полный рост.


































































Италия

Previous post Next post
Up