Выставка в Третьяковке эпохальная и много чего объясняющая - ну, то есть, то, что раньше понимали специалисты, явилось во всей наглядности и "простым людям".
Много букв я писать тут не стану - во-первых, выставка настолько наглядно и хорошо собрана, что говорит сама за себя, во-вторых, всё, что я хотел написать об этой ретроспективе вошло в эссе, опубликованное в "Новой газете":
https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/09/21/77906-novaya-tretyakovka-otkryla-obshirnuyu-retrospektivu-mihaila-larionova-pervogo-i-samogo-fundamentalnogo-russkogo-avangardista Вспомню только, ради лирики, как в своем школьном детстве, я ходил в библиотеку областной картинной галереи (позже
из этих впечатлений, между прочим, возник роман "Едоки картофеля", идеальное повествование о музеях и музееведении) - в маленькую комнату, забитую книгами и западными альбомами, недоступными в обычной советской жизни.
Конечно, больше всего меня интересовали альбомы с антисоветскими абстракционистами и сюрреалистами (а альбом Сальвадора Дали даже переснял с помощью дяди Алика Коновалова на слайды), а еще "Аполлоны" и "Весы", но домой мне давали только книги советских издательств.
Одна из них - монография Дмитрия Сарабьянова о русском авангарде открывалась большой статьей, посвящённой новаторскому творчеству Ларионова, так вот её я даже не конспектировал (не умел пока ещё), но переписал её от руки, наверное, где-то есть тетрадочка.
Сейчас залез в интернет-искалки, чтобы найти сарабьяновский сборник, но так его и не нашёл, хотя, скорее всего, это сборник 1973-го года.
Я к тому, что моё эссе, вызвавшее кучу мнений, имеет вполне искусствоведческое обоснование.
Комменты из него я целую неделю выгребал.