Как Инстаграм рекламой сломал себе карму

Dec 23, 2017 18:21

Инстаграм ввел рекламу и, тем самым, сломал себе карму.
Надо сказать, что до этого он был безупречен - сразу видно, что создавали его умные, предельно проницательные люди.

Они продумывали всё, от интерфейса до функционала, в режиме максимально лояльном пользователям (и продолжают это делать, наращивая правильные, в основном, кнопки) с такой тщательностью, что эта фотографическая соцсеть сразу же попёрла с огромным ускорением.

Да и продолжает развиваться, выгодно отличаясь от всех прочих фоторедакторов, созданных до и после, в подражание или в опережение, так как в сетевых фичах крайне важно делать не «лучше всех», но именно так, как надо.

(Это же великий перфекционист Алексей Герман любил повторять своим помощникам - «мне не надо делать как лучше, мне надо так, как я просил - так, как мне надо…»)

«Инстаграм» быстро вырос в самую спокойную и душеподъёмную сеть без споров и лишних флеймов - люди постят картинки и выбирают режим максимального комфорта для своих френдов. Нарративы здесь складываются разные, тематические или бытоописательные, искусствоведческие или туристические, кто во что горазд, а спамеров и рекламщиков легко было банить, чтобы они исчезали без следа.






То, что в мобильной версии Инстаграма появилась реклама - «заслуга», конечно же, Фейсбука, несколько лет назад купившего эту соцсеть за очень большие деньги и теперь отбивающего затраты.

Теперь ленту пользователей, время от времени, прерывают рекламные посты и картинками, так как эта сеть фотографическая.

Именно из-за этого нарратив, который выстраивают пользователи опасно кренится, нарушая логику показов и лишая любые усилия какого бы то ни было смысла.

В Инстаграме сидят, в основном, не профессиональные фотографы.
Эта сеть, как и любое документирующее усилие, сильна обаянием непредсказуемости усилий, ощущением сырого дыхания жизни, того самого сырья, из которого способно вырасти дополнительное обобщение.

Рекламные съёмки глянцевые и прямолинейные, хитрые, но тупые.
Они низводят доморощенные усилия примерно так же, как небоскрёбы, воткнутые в низкоэтажную застройку - то есть, попросту убивают её.

Игра масштабов здесь способна играть только на поражение, на утрату прежней уравновешенности и расчёта.
Из-за того, что в череду непрофессиональных усилий вторгаются плоды труда ушлых рекламщиков и маркетологов, акценты ленты смещаются.

Я по себе заметил, что с появлением рекламы начал перевёртывать свою ленту, отказываясь от одних фолловеров и подписываясь на других.

Ибо это одна из самых важных функций инстаграмовской ленты - с одной стороны, ты создаёшь собственный «рассказ» о том, что «вижу и пою», но, с другой, выстраиваешь ленту, максимально дружественную своему восприятию.
А теперь эта лента не совсем моя.
Я более не чувствую себя в ней хозяином.

То, что кажется мне важным и с моей точки зрения помогает фиксировать «труды и дни», не являясь шедевром фотографического искусства (в какой-то момент я понял, что самые живописные и животрепещущие снимки складируются и, затем, извлекаются из папки «брак») теряется рядом с чужим расчётом.

Барт определял фотографию как «послание без кода», а у рекламщиков код и мессидж есть всегда.
Спам спорит с самой природой фотографической соцсети, вторгается в самый центр мотиваций, на которых базировались концепты её устроителей.

Но не вся рекламная съёмка гламурна.
Хитроумные продажники, в том числе, навострились симулировать любительские снимки, из-за чего ржа неправды начинает разъедать мою ленту с удвоенной силой.

У меня ведь есть целый пул художников-абстракционистов, чьи опусы похожи на детские почеркушки, ценность их субъективно и предельно зависит от контекста.

Если контекст меняется, то тщательно выстраиваемый эквалайзер восприятия сыплется, без возможности восстановления.

Тут надо уже совсем другой аккаунт создавать, с совершенно иными правилами френдования и рассказа о себе. Но не каждые на это способны - я, со своими 38000 фотографиями явно неспособен.

Реклама и надрывная монетизация есть во всех соцсетях.
Какие-то сети из-за этого еле дышат («Живой журнал»), другие научились оборачиваться, как бы не замечая спама - таков «Фейсбук», задуманный как никогда не собираемый пазл, состоящий из принципиально многообразной второсортицы.

Честно говоря, я нахожусь в растерянности - острота желания делать что-нибудь в «Инстаграме» притупилась до полного бесчувствия.
Слишком уж чувствительны перепады между «родным» контентом, в котором я заинтересован и гадостью сколь агрессивного, столь и бессмысленного (ну, в самом-то деле, какой результативной может быть вся эта ненужная, приносящая лишь раздражение, реклама?) вторжения.

Сил, в основном, остаётся на то, чтобы банить все эти рекламные объявления, из-за чего алгоритм показов всё равно не меняется - если программисты воткнули в показ ленты чужие снимки - примерно каждый десятый, ничего с этим поделать нельзя.

Нужно бы убить аккаунт и уйти из «Инстаграма», но я вбухал в его развитие столько сил, что, во-первых, даль своих усилий, а, во-вторых, пока не придумал куда и как приложить усилия, идеально покрываемые «Инстаграмом» последние шесть лет.

Ведь, если честно, я стал фотографировать только из-за того, что он возник и меня устраивал.

Точно так же, как появление, к примеру, Твиттера спровоцировало во мне рост кратковременных жанров - записочек из 140 (теперь уже 280 - в нём тоже без какого бы то ни было уведомления изменили основы "редакционной политики") знаков, оказавшихся хорошим тренингом концентрированного формулирования, которое, между прочим, заменило мне сочинение стихов.

Я вычищаю из «Инстаграма» рекламный мусор, но он возникает в ленте снова.
Единственное, что я добиваюсь этим сизифовым усилием - реклама у меня в ленте каждый раз новая.
Всё время свежая и разнообразная.



брак, бф, ЖЖ

Previous post Next post
Up