90 фотографий из музейного Центра Гейдара Алиева в Баку

Nov 01, 2016 20:58









Здание Захи Хадид больше обещает, чем даёт. Со стороны оно кажется меньше, чем изнутри, тем более, что стоит на пустыре, оставшемся после снесенного завода. Площадь обступают новостройки, далее идут каскады дорожек и локальных территорий, уменьшающих формат самого здания, которое не желает расти, даже когда к нему приближаешься.

При входе оно обрушивает на тебя омут глобального пространства, точно выходишь на сцену, слишком маленький для того, чтобы его обогреть. Во все стороны разбегаются эспланады и дополнительные отсеки автономных галерей. Кажется, что их не осмотреть и за день, хотя они осваиваются очень быстро - что бы в них не выставлялось, всё оно будет слишком камерным и локальным на фоне дневного света, заливающего залы и холлы, на фоне белизны, скрадывающей глобальность решения, лишённого чёткой геометрии, но, от этого, не менее чёткой.

Обычно так устроены церкви и вокзалы, намекающие на сакральность пространства. Так и здесь - с одной стороны, Центр Гейдара Алиева как бы говорит об идеальной и просвещённой власти, способной на такие вот решительные, адекватные времени жесты. Но, с другой, архитектура слишком глобальна для того, чтобы чувствовать себя внутри большим человеком - любые величины скрадываются общим несущим объёмом, из-за чего кажешься себе куклой-потеряшкой.

Начинка Центра самая разномастная - направо пойдешь - в выставочные залы попадешь, налево - мимо кафе, к началу мемориальной экспозиции, посвященной жизни первого президента независимого Азербайджана: здесь на первом этаже собраны его автомобили, на втором, куда попадаешь по широченной, ассиметричной лестнице - биографическая экспозиция, разделённая на периоды и года. На третьем этаже, изнутри вклинивающемся в центральную башню, закрученную спиралью в барабанную перепонку разместили коллекцию официальных подарков Алиеву. Вазы, ковры, сувениры.

Под самой башней, внизу, по соседству с автомобилями - сад скульптур с цветочком Кусамы, зеркалом Капура и прочими объектами модных современных художников - всё это, вместе с музеем Алиева накрыто первой фасадной волной. Вторая находится в центре главного фойе и уходит влево - там, где еще один локальный выставочный зал (сейчас в нем стоят стенды с выставкой фотографий про Африку), начинающийся у клумбы с несколькими натуральными берёзами (?) в полный рост. По этим деревьям, кстати, видно (в том числе и на фотографиях) игру масштабами - насколько они теряются внутри этого волнистого окоёма.

Наконец, тыловая часть центра, поднятая над первым этажом, распадается на многоэтажную башню с галереями и офисами (всего шесть уровней, если судить по кнопкам лифта), закрученную, примерно как Вавилонская башня, конец которой теряется где-то в небесах - и на основной выставочный зал для временных выставок. Рядом с ними - этнографические экспозиции. Одна из них посвящена народным промыслам и костюмам, другая - набор моделей главных архитектурных объектов страны, собранных в «прогулочный парк». Есть выставка про особенности азербайджанской кухни. Всё это, конечно же, спорит с демонстративно глумливо-постмодернистской выставкой Джорджа Кондо. Ну, и хорошо, что спорит - музей и есть место для дискуссий.

Впрочем, структура центра достаточно подробно расписана в Вики: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80_%D0%93%D0%B5%D0%B9%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%B0_%D0%90%D0%BB%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B0

К сожалению, сайт самого центра работает только по-азербайджански и по-английски: http://heydaraliyevcenter.az/#5_News_226
Отдельной странички, посвященной текущим выставкам, на нем нет.










































































































































































































































































музеи, выставки, одиночество

Previous post Next post
Up