Львовская картинная галерея совершенно неслучайно является самой большой художественной коллекцией Украины. Если немного задуматься, это не покажется случайным, но отразит место Львова в культуре и искусстве страны. Художественные музеи Киева локальны, в других городах (каких? Разве что в Одессе?) собрания картин и скульптуры выглядят ещё более случайными и только во Львове, который сам как картина (уж какая сформировалась, да?) картинная галерея имеет некоторую символическую плотность, связанную с бытом местной аристократии, особым геоположением (близость к европам и собственная арт-гордость) и бумом религиозного оформительства, подарившего музею уникальные коллекции деревянных артефактов, икон и народных примитивов.
Впрочем, про всё это я написал сразу после культпохода, особенно сильно меня не обогатившего, но зато давшего значительные пояснения про логику и характер развития самого города. Так как в собраниях такого рода важна не эстетическая составляющая, но ключик к пониманию местных процессов, схожих с тем, какие архитектурные стили и эпохи олицетворяют лицо города. Который растёт, как правило, во времена собственного процветания (что логично) и, следовательно, застраивается в том стиле, который был моден в эпоху его максимального расцвета.
Во Львове не зря самыми эффектными и уравновешенными оказываются кварталы застройки в стиле модерн (совсем как в Барселоне, но, впрочем, иначе) совсем как и художественные коллекции в картинной галерее. Они не очень интересные, но достаточно характерные и рассекая по залам с второстепенной живописью, таким образом, входишь в соотношение с гением места не меньше, чем внутри барочного храма. Эти тонкие и неуловимые связи записываются на подкорке сильнее, нежели впечатления от отдельных работ, сливающихся в единый поток. Важным оказывается ещё и сам этот образ застывшего музея с остановившимся воздухом, скрипучим паркетом, намазанным мастикой, холодными окнами, большой входной лестницей и извратами провинциального музееведения, отставшего от актуальной науки едва ли не на полстолетия (а то и на побольше) и непредсказуемым набором экспонатов. Музей это же не сумма артефактов, но способ репрезентации. Во Львове он старомоден до наивности и тем прелестен - где ещё возможно оказаться в картинной галерее своего детства, населённой старорежимными смотрительницами, для которых служение духовному и прекрасному является важнейшей составляющей жизни и умозрительной добавкой к пенсии?