Стиль и смысл проекта Дмитрия Гутова "Россия для всех"

Sep 14, 2012 19:49


Рассуждая о гутовской «России для всех», обычно говорят о политической стороне проекта, совершенно упуская из виду эстетическую составляющую.

Между тем, Гутов тем и отличается от концептуалистов и концептуализма, что пластическая составляющая у него превалирует и нынешний проект, который я давно хотел посмотреть живьём, тому яркое подтверждение.

Просто, как я понимаю, многих вводят в заблуждение буквы, являющиеся не только главным смыслом, но и главным изображением картины.

Это, конечно, концептуальный жест: заменить изображение человека (допустим, его портрет) парой биографических строк, однако, то как Гутов это делает - в шрифтовой эстетике провинциальных киношных афиш (ярких, неровных, нарочито аляповатых) - добавляет зрелищу сугубо пластическое содержание.

Тем более, что все эти локальные буквенные мизансцены просчитаны и расположение имён и фамилий, как и мелкоскопических примечаний по отношению к ним (а так же форма и цвет, высота и ширина отдельных букв) продуманы Гутовым до мелочей, способных вместить и передать оттенки отношения к человеку а) самого художника; б) коллективного бессознательного с которым он разговаривает почти буквально «шершавым языком плаката».

Точнее, кино-плаката, что кажется мне принципиальным, так как отсылает нас к эстетике давно минувших дней, откуда, собственно, и растёт «проблематика вопроса» (современный человек потому и современный, что национальным вопросом уже не заморачивается).


Совмещение «законченного прошлого», откуда мы все растём и из которого невольно состоим, с «настоящим длительным», окликающем прошлое, но наделяющем его новыми обертонами, давным-давно используется Гутовым - как, скажем, в проекте «Б/у», завязанном на эстетике шестидесятнического минимализма или в картинах, изображающих, ну, скажем, обложку «Нового мира» или какие-то иные символические (или наделяемые символическим содержанием) объекты.

Мне нравится в поисках Гутова его законное право на «бедное искусство», которое, при этом, лишено привычной для «русского бедного» декларативной «тяп-ляп»'истости: Гутов делает чётко и на века; корявость его не случайная, но придуманная и продуманная (нет ничего легче, чем нанять шрифтовика, который по линеечке перепишет на холст задуманное).

«Россия для всех» (впрочем, как всё то, что Гутов делает последние годы) логически продолжает идею сдержанных и я бы даже сказал скупых изобразительных средств, проходящих через последовательные стадии лишения артефактов художественной, живописной плоти.

Пиком здесь оказываются его гнутые, металлические конструкции, которые начинались с японских иероглифов и рукописей Маркса, самодостаточных в своей законченной красоте, а продолжились на недавних выставках переносом в металл рисунков Рембрандта, и, уже на следующем этапе, православных икон.

Я уже пытался объяснить эти игры с «усыханием» констатацией «конца света» и новыми антропологическими правилами выживания изображений; есть, однако, ещё один важный момент, который все эти металлические (а так же буквенные) конструкции демонстрируют.

Сдержанностью своей, осознанно или нет, Гутов минимализирует своё участие в визуальной вакханалии нынешнего дня, в зашкаливающей агрессии, отливающейся в каждом из нас перманентной информационной травмой.

Не участвовать (не работать) художник Гутов не может, но вот сделать своё вторжение в реальность минимальным, дырявым, проницаемым - это, ведь, вполне в его силах.

Вот он и пишет.







Д. Гутов "Художник и смерть": http://paslen.livejournal.com/864681.html
Д. Гутов "Рисунки Рембрандта": http://paslen.livejournal.com/865325.html
Д. Гутов Иконы: http://paslen.livejournal.com/1352717.html

Винзавод, выставки

Previous post Next post
Up