Открытие Пасхального фестивля. Гергиев, Оркестр Мариинки. БЗК

Apr 16, 2012 17:43


С каждым годом открытие очередного Пасхального становится все более спокойным, будничным, почти деловым. Ни приветственных речей, ни ряс, ни ашлагов. ВИПы даже не подозревают как они мешают своими парковками, прислугой и прочими властными прибамбасами.
Неизменна телетрансляция, но чтобы её не заметить, достаточно сесть подальше от камер и штативов.

Если в прошлом году делали акценты за хоровой и звонильной программах, которые, возможно, имеют своего слушателя, но крайне сложны в подсчёте результативности (особенно медийной), поэтому (?) в этом году костяк программы составили сочинения Прокофьева, превратив симфонический раздел Пасхального в монографический монофестиваль одного композитора и одного оркестра, что кажется незабываемым. Надеюсь, оправдает.

Поэтому, что естественно, на открытии давали Первую симфонию и Первый фортепианный концерт, а так же, бонусом после антракта - Пятую симфонию, которые оркестр Мариинского театра, пожалуй, главный и безусловный «специалист» по прокофьевской музыке в стране (имеется ввиду не сколько комплект симфоний, которые записал Гергиев, но и постоянное присутствие в афише Мариинки опер и балетов Сергея Сергеевича) отработал в одном стилистическом ключе.

Я бы его определил как совмещение внимания к целому (когда вся громада сочинения, скрепленная ручейками или же ремнями лейтмотивов, увязывающих отдельные части и локальные мизансцены в тугой сноп, оказывается выполнена в одном стилистическом и смысловом стиле) и пристрастным разбором и ковырянием в частностях.

Из-за чего интерпретация оказывается особенно фактурной и живой - будто бы под руководством Гергиева музыканты вскрывают логику музыкальной мысли - то, как всё там внутри у прокофьевских опусов устроено.



Не вспарывают симфониям брюхо, чтобы оттуда повалились кишки разноцветных музыкальных облаков, но как бы демонстрируют электронные схемы с припаянными проводками и их переплетениями.
Приглаженная таким подходом, Пятая стала и более доступной и более, что ли, внятной - Гергиев с привычной лёгкостью укрощает весь этот время от времени вскипающий, но, тем не менее, дозированный хаос; его роль хочется обозначить именно что как роль «разводящего».

Внимание к фактурной выделке сделало особенно интересным и даже неожиданным (партитуры Прокофьева имеют свойство быть всё время новыми, свежими, каждый дирижёр находит в них что-то сугубо своё, из-за чего интерпретации так заметно рознятся) чётные части Первой симфонии, которую, в общем, сыграли достаточно сдержанно (копили силы к Пятой?), что странно, поскольку именно Первая идеально подходит темпераменту Маэстро, а он такие моменты всегда ценит и выделяет.

Примерно такой же план вышел и в отношении Пятой, написанной ближе к концу Великой Отечественной, где мне было интересно наблюдать за тем, как Прокофьев «соревнуется» с Шостаковичем и его Седьмой, противопоставляя эмблематической теме Нашествия свои машинообразно накатывающие волны повторений и нарастающих возвращений.

Для меня вдруг открылось, как очень конкретной «метафизике войны» у Дмитрия Дмитриевича, Прокофьев противопоставил свою, увеличив панораму обзора и «зашифровав» в Пятой механику движения истории; того самого «исторического духа», о котором писал Гегель и который пытался воплотить Бетховен.

Если в Первой симфонии Прокофьев достраивает классической традиции что-то вроде эпилога или чердака, а в Пятой вызывает на дуэль ближайшего по статусу и дарованию коллегу (сколько лет прошло, а я так и не могу определить, кто из них двоих для меня желаннее и «краше»), то в Первом фортепианном концерте Сергей Сергеевич, тоже ведь «шутка» заносчивого гения» рубится с Первым фортепианным Чайковского, создавая нечто монументальное, на грани с помпезностью, и громогласное.

За концертным роялем в этот вечер был Даниил Трифонов, победивший на последнем конкурсе Чайковского, которым и руководил маэстро Гергиев, тут же предложивший, как затем писали газеты и интернет, молодому пианисту выступления в лучших задах мира.

Трифонов не подвел и постепенно набирается зрелости. Он не строчит как пулемётчик и не заколачивает гвозди как Мацуев, и это уже хорошо; он принципиально «другой», представитель нового, уже постмацуевского поколения, умудрявшийся внести каплю интровертности даже в это яркое и сочное, очевидно экстравертное, расходящееся кругами из воронки, прокофьевское сочинение.
Гергиев имеет свой собственный образ Прокофьевской музыки, как бы слегка выровненной по краям, лишённой эмоциональных перепадов, внутренней и, тем более внешней неврастении и юмора (даже сарказма), что очень хорошо выражается в пользовании двумя регистрами.

В первом Гергиев как бы облетает исполняемую часть симфонии на небольшом частном самолёте - высоко сижу, далеко гляжу, охватывая целиком, но бегло, как бы опаздывая и боясь не успеть, всю музыкальную протяжённость, главное в которой не складки подробностей и склады деталей, но размывание ландшафта, на наших глазах превращающегося в абстрактную картину средней тяжести……….
Так было исполнены начальные части и Первой и Пятой, а вот в переходе к чётным частям, Дирижёр меняет манеру, пересаживаясь в скорый поезд - с близким (приближенным) мельканием ярких картинок за окном, когда ландшафт превращается в пейзаж, может быть, и весенний, дышащий парами и над парами, постоянно закручивающийся или разорачивающийся.

В музыкальном смысле, поезд предпочтительнее самолёта, поскольку позволяет проживать, такт за тактом, реальность в режиме реального времени; просмаковать и прочувствовать («обсосать косточку») каждой детали, любовно выписанной композитором и, не менее тщательно, повторённой за ним окестром.

Да, и, разумеется, не щадя жывота своего,мы будем тщательно следить за развитием этой темы.





Прокофьев, Мариинка, БЗК, фестивали

Previous post Next post
Up