Книжная серия "Музеи мира" ("АиФ")

Jan 26, 2012 04:48


Заражённый вирусом коллекционерства, отец любит методично собирать что-нибудь.
Летом, в тоске по прекрасному, я купил в газетном киоске альбомы Джотто и Писсаро, о которых тогда писал и думал.
Изданные «Комсомольской правдой» в серии «Великие художники», которая до сих пор выходит каждую неделю.

Теперь папа методично выкупает выпуски, посвящённые разным художественным объединениям (но скоро и они закончатся), а так же, за компанию, берёт и серию «Музеи мира», издаваемую «Аргументами и фактами» - такие синие тонкие лощёные тетрадки с фасадами музейных зданий и главными (знаковыми) шедеврами собраний на обложке.

Приобрел он уже десять книжек, сделанных с какой-то потрясающей халтурностью и равнодушием, проявляющимся буквально во всём - от ляпов в переводах до произвольного и хаотичного, буквально случайного выбора репродукций.

Так, прустовское «Обретённое время» названо «рассказом», а книга [они, правда, тут называются «томами», несмотря на худосочную тонкость] о Д’Орсе, к примеру, состоит из картин в самом музее показываемых на второстепенных антресолях.
А раздел в сборнике «Ватиканские музеи», посвящённый Ватиканскому Музею современного искусства проиллюстрирован одной (!) картиной художника, имени которого я даже никогда не слышал.
Еще ошибки и посерьезнее.
В томе, посвященном Дрезденской галерее дважды (!) утверждается, что Музей гордится 30-ю работами Вермеера, тогда как их всего известно 38, а в главном Амстердамском музее (Рейксмузеуме) вермееров всего четыре.
Я было начал выписывать авторские ляпы и редакторские проколы, да скоро утомился.

Я уже не говорю о нерачительном использовании «полезного пространства» (одна картина на разворот) и поверхностном, непонятно по какому принципу сделанном, содержании аннотаций.


Музеи, их суть и наполнение - тема фантастически наваристая, интересная и не лишённая увлекательности; я вижу, как народ на остановках, томики-то спрашивает и покупает; тем горше этот «блин комом», способный отвратить от стихийного музееведенья любого, столкнувшегося с подобным равнодушием.

Скажем, в тексте сопровождающем описание ватиканских коллекций с какой-то навязчивой дотошностью приведены все мирские имена всех задействованных в истории ватиканских коллекций римских пап, зато не прояснены куда более значительные принципы формирования и функционирования коллекций.

В истории собирания Музея Метрополитен дотошно перечислены все его директора, но невозможно составить точное представление об устройстве самого музея, который строит свои экспозиции по принципу музея частных коллекций или, всё-таки (за исключением некоторых отдельных даров) по, таки, историческому принципу?

Дело тут ещё и в том, что всю эту музейную серию подготовили и произвели как единый продукт, где-то за границей (координатором издательского проекта выходные данные называют польский Centrum Tworczosci AHA и издательство Centro Editor PDA, S.L., причём, сайты обеих компаний особую респектабельность не излучают, но если уж на самом сайте АиФа этой книжной коллекции посвящена только одна страничка, на которой Вы не найдёте ничего, в том числе и списка готовящихся книг, но только рекламный видеоролик, то что ждать от западенщиков?).

Каждый выпуск предваряет вступительное слово профессора истории искусств Университета Барселоны Доктора Лурдеса Сирлота, такое же пустое и ничего не добавляющее к общему смыслу, как и все прочие текстовки.

Интернет про такого доктора молчит (впрочем, я и не сильно искал), тем более, что я и не сильно искал, там, собственно, всё по текстам, призванным, зачем-то заткнуть несуществующую дырку, видно.

Но это не про то, что, вот, мол, иностранный проект взяли и не адаптировали к нашим условиям, так как иностранный проект изначально сделан халтурно и спустя рукава.

При поразительном изобилии и разнообразии нынешних художественных изданий (один остроумно изобретательный «Ташен» чего стоит!) наши издатели умудрились перекупить что-то удивительно муторное и тупое; хотели как лучше, а получилось - как всегда.

Музейная практика ушла далеко вперед в концептуальном смысле и ныне выставляются не картины и скульптуры, но концепции и аттракционы; зачем же издавать заведома устаревшую и некачественную серию?
Де, типа Сибирь и Дальний Восток через систему киосков и не такое проглатывали проглотят?

Вот что интересно - эти книжные серии запускаются как-то серийно стихийно - вот и «КП», закончив «Великих художников», которых она делала, видимо, сама (и авторы там все отечественные, сермяжные, хотя тут свои проблемы - тут полиграфия пожиже, порасплывчатей) запускает серию с музеями тоже.

И, судя по составу выпусков, примерно одна треть институций повторяется, что позволяет брать вторую серию почти не опасаясь повторений, так как центровые шедевры (Джоконда, Сикстинская капелла и Сикстинская мадонна), разумеется обязаны повториться для возможности сравнить цветоделение итальянских (АиФ) и латвийских (КП) типографий.

Тот случай, вероятно, когда в основу дела закладывается не общая польза, просветительские амбиции (да куда уж там) имени Сытина или же сочетание приятного с полезным, но один только бизнес-план, предполагающий и покупку более дешёвых авторских прав, и менее дорогую полиграфию и не сильно въедливую редактуру.




нонфикшн, дневник читателя, монографии

Previous post Next post
Up