По просьбе "Киноведческих записок" С.З. составила даже не три списка своих любимых фильмов (дюжина важная ей как историку кино, дюжина как критику и дюжина как человеку и зрителю), но шесть, продублировав каждый из них.
"Составление подобных списков - это удовольствие и возможность обмануть ожидания. Хотя я превратила ваши 36 фильмов в 72-фактически в 76, потому что я назвала как один фильм и Трилогию Паньоля, и Трилогию об Aпy,все равно еще остались фильмы, которые мне хотелось бы упомянуть среди любимых - я имею в виду фильмы, которые я была бы счастлива смотреть снова и снова.
У меня не нашлось места, например, для «Третьей Мещанской» Абрама Роома, «Аплодисментов» Рубена Мамуляна и «Прикосновения» Занусси. И это только три фильма из тех, что приходят на ум. Лучше я остановлюсь на этом, пока мне не вспомнились еще несколько картин и не появилось искушение начать третий вариант списков..."
1-й вариант
I.
1. Наполеон (Абель Ганс, 1927)
2. Киноправда (Дзига Вертов, 1922-1925)
3. Большой парад (Кинг Видор, 1925)
4. Алчность (Эрих фон Штрогейм, 1924)
5. Страсти Жанны д’Арк (Карл Теодор Дрейер, 1927)
6. Люди в воскресенье (Роберт Съодмак и Эдгар Ульмер, 1929)
7. Аталанта (Жан Виго, 1934)
8. Одержимость (Лукино Висконти, 1942)
9. Семь самураев (Акира Куросава, 1954)
10. Если бы у меня были четыре дромадера (Крис Маркер, 1966)
11. Две или три вещи, которые я знаю о ней (Жан-Люк Годар, 1966)
12. Смертная казнь через повешение (Нагиса Осима, 1968)
II.
1. Голубой ангел (Джозеф фон Штернберг, 1930)
2. Трилогия об Апy (Сатьяджит Рей, 1955, 1956, 1959)
3. Персона (Ингмар Бергман, 1966 )
4. Безрассудная любовь (Жак Риветт, 1968)
5. Голая армия императора марширует (Кадзуо Хара, 1987)
6. 2001: Космическая одиссея (Стенли Кубрик, 1968)
7. Жить своей жизнью (Жан-Люк Годар, 1962)
8. Гитлер-фильм из Германии (Ганс Юрген Зиберберг, 1978)
9. Сталкер (Андрей Тарковский, 1979)
10. Карманник (Робер Брессон, 1959)
11. Страсть (Жан-Люк Годар, 1981)
12. В год тринадцати лун (Райнер Вернер Фассбиндер, 1978)
III.
1. Токийская повесть (Ясудзиро Одзу, 1953)
2. Правила игры (Жан Ренуар, 1939)
3. Дети райка (Марсель Карне, 1945)
4. Мадам де... (Макс Офюльс, 1953)
5. Приговоренный к смерти бежал (Робер Брессон, 1956)
6. Перед революцией (Бернардо Бертолуччи, 1964)
7. Презрение (Жан-Люк Годар, 1963)
8. Европа, 51 (Роберто Росселлини, 1952)
9. Моя ночь у Мод (Эрик Ромер, 1969)
10. Рай и ад (Акира Куросава, 1963)
11. Мело (Ален Рене, 1986)
12. Жанна Дильман (Шанталь Аккерман, 1975)
2-й вариант
I.
1. Стачка (Сергей Эйзенштейн, 1924)
2. Вампиры (Луи Фейад, 1915)
3. Потомок Чингис-хана (Всеволод Пудовкин, 1928)
4. Багдадский вор (Рауль Уолш, 1924)
5. Нанук с Севера (Роберт Флаэрти, 1922)
6 . Берлин, симфония большого города (Вальтер Руттман, 1927)
7. М (Фриц Ланг, 1931)
8. Переполох в раю (Эрнст Любич, 1932)
9. Олимпия (Лени Рифеншталь, 1936-1938)
10. Молчание (Игмар Бергман, 1963)
11. Фильм (Брюс Коннор, 1958)
12. Парсифаль (Ганс Юрген Зиберберг, 1982)
II.
1. Трилогия Марселя Паньоля: Мариус-Фанни-Сезар (Александр Корда-Марк Аллегре-Марсель Паньоль, 1931-1932-1936)
2. Земля дрожит (Лукино Висконти, 1948)
3. Последний этап (Ванда Якубовская, 1948)
4. Слово (Карл Теодор Дрейер, 1955)
5. Кровь животных (Жорж Франжю, 1949)
6. Скорпион Восставший (Кеннет Энгер, 1963)
7. Время развлечений (Жак Тати, 1967)
8. Рим (Федерико Феллини, 1972)
9. Горькие слезы Петры фон Кант (Райнер Вернер Фассбиндер, 1972)
10. Американский солдат (Райнер Вернер Фассбиндер, 1971)
11. Женщина-насекомое (Сёхэй Имамура, 1963)
12. Андрей Рублев (Андрей Тарковский, 1966)
III.
1. Путешествие в Италию (Роберто Росселлини, 1954)
2. Приход к власти Людовика XIV (Роберто Росселлини, 1964)
3. Последняя весна (Ясудзиро Одзу, 1962)
4. Приключение (Микеланджело Антониони, 1960)
5. Отец-хозяин (Паоло и Витторио Тавиани, 1977)
6. Мой друг Иван Лапшин (Алексей Герман, 1984)
7. Комедианты (Тео Ангелопулос, 1975)
8. Иллюминация (Кшиштоф Занусси, 1973)
9. Берлин, Александерплатц (Райнер Вернер Фассбиндер, 1979-1980)
10. Отчизна (Эдгар Райтц, 1984)
11. Камень (Александр Сокуров, 1992)
12. Проклятие (Бела Тарр, 1987)
«Лучшие фильмы 2001 года»
1. «Гармонии Веркмайстера», реж. Бела Тарр
2. «Южный комфорт», реж. Кейт Дэвис
3. «Пианистка», реж. Михаэль Ханеке
4. «Пробуждение жизни», реж. Ричард Линклейтер
5. «Путешествие к солнцу», реж. Йесим Устаоглу
6. «Сборщики мусора и я», реж. Аньес Варда
7. «Река», реж. Цай Мин-лян
8. «Последнее прибежище», реж. Павел Павликовский
9. «Молох», реж. Александр Сокуров
10. «Интимность», реж. Патрис Шеро
Киноведческие записки " 28 Сюзан Зонтаг "Когда мы смотрим на боль других": "...Сегодня, когда фотография оказалась на службе у манипуляторов вкусами потребителя, ни один эффект от изображения скорбной сцены нельзя воспринимать как само собой разумеющийся. Вследствие этого моральная озабоченность фотографов и идеологов от фотографии все более связана с проблемой злоупотребления чувствами (жалости, сострадания, негодования) в фотоизображениях войны и с проблемой искусственных способов провоцирования этих чувств у зрителя..."
"...Ограничено ли действие шока во времени? Теперь канадским курильщикам остается только отпрянуть в отвращении, взглянув на подобную картинку. Но будут ли курильщики реагировать так же лет пять спустя? К шоку можно привыкнуть. Шок можно перетерпеть. Даже когда он невыносим, на картинку можно не смотреть. Люди располагают достаточными средствами защиты от того, что им неприятно, в данном случае, от информации, неприятной для тех, кто продолжает курить. Это кажется нормальным, то есть таким, к чему можно приспособиться. Если мы способны привыкнуть к ужасу действительной жизни, мы сможем привыкнуть и к ужасу на картинке..."
"...Хорошо знакомые образы, запечатленные на фотографиях, конструируют наше чувство настоящего или же недавнего прошлого. Фотографии обеспечивают нам средства соотнесения изображаемого с референтом и служат своеобразными тотемами для наших представлений о причинно-следственных связях: ощущение, впечатление скорее будет кристаллизоваться вокруг фотографии, нежели вокруг вербального высказывания..."
"...Проблема сегодня заключается не в том, что люди помнят посредством фотоизображений, а в том, что они помнят только фотоизображения. Такое запоминание через фотообраз вытесняет собой другие формы восприятия и запоминания..."
"Любая память индивидуальна, невоспроизводима - она умирает со смертью ее носителя. То, что мы зовем коллективной памятью, - на самом деле не память, не воспоминание, а условность, конвенция, соглашение: вот это важно, и вот это и есть история о том, как это случилось, с иллюстрацией в виде картинки, блокирующей эту историю в нашем сознании. Идеологии создают целые архивы образов, репрезентативных образов, помещая в них, как в капсулы, наши представления о важном, значимом, и порождая таким образом циркуляцию в обществе весьма предсказуемых идей и впечатлений..."
Сюзан Зонтаг "Взгляд на фотографию": "Появление фотографии значительно расширило пределы нашего восприятия действительности - прежде всего за счет присущей, или кажущейся, всеядности фотографического глаза - объектива. Вскоре после своего рождения фотография предложила, а затем и стала навязывать свою, новую этику видения, расширяя и меняя наши представления о том, на что можно и на что стоит смотреть. В этом она особенно преуспела благодаря тому, что предоставила каждому из нас возможность создавать в своем сознании полную «антологию образов мира» или, и того проще, собирать коллекции фотографий. Фотографическое мировоззрение не признает последовательности и взаимосвязи между явлениями и одновременно придает каждому моменту или явлению некую таинственность и многозначительность..."
"...Познание, основанное на фотографии, - видимость познания, мудрости, точно так же как процесс фотографирования - видимость приобретения, псевдообладание запечатляемой вещью, явлением, человеком. Процесс фотографирования сравним с приобретением предметов; более того, фотографирование порождает некое новое отношение человека к миру как к объекту, и отношение, вызывающее у фотографа чувство, родственное знанию..."
"...фотографирование не столько свидетельствует о пережитом опыте, сколько отвергает заведомо возможность приобретения этого опыта, подменяя его поиском объектов для фотографирования, превращая опыт в изображение, сувенир..."
"...Фотография - искусство элегическое, сумеречное..."
"...фотография не может создать нравственную установку, но она может чрезвычайно способствовать укреплению уже выработанной или нарождающейся нравственной позиции..."
"...искусство тем лучше, чем больше оно подрывает традиционные основы искусства..."
"Фотография видоизменила понятие информации. Она представляет собой срез, «кусок» и пространства и времени. Благодаря фотографии границы явлений размылись, стали произвольными - отныне любую последовательность фотоизображений можно представлять в любом порядке. Разрыв между событиями, а в равной мере и их соседство, близость может быть задана заранее и произвольно. Фотография утверждает номиналистическое мировоззрение, номиналистическое представление о социальной реальности как явлении, состоящем из бесконечного количества мельчайших звеньев, подобно бесконечному количеству снимков, ее фиксирующих..."