Ни одна рецензия или ни один отзыв в СМИ или в блогах не мог мне объяснить что же, собственно говоря, привезли на выставку Кентриджа; пытался составить впечатление и не мог.
Оттого и не спешил, дождался пока откроют
ретроспективу Абрамович, чтобы посмотреть всё сразу.
Дождался. "В присутствии художника" едва ли не полностью поглотила "Пять тем", выступив чем-то вроде буфера или же промежутка.
Сложность же описания экспозиции связана с тем, что это отчаянно негаражная [по сути и по духу, по наполнению] выставка, более уместная в помещениях бахрушинского театрального музея на Новокузнецкой.
Главные эффекты здесь связаны с театральными макетами, стоящими в тёмных залах, рядом с видеопроекциями и графикой, составляющих единое целое.
Та или иная тема в разработке: в первую очередь, графические эскизы, напоминающие раскадровки несуществующих (или же отныне существующих) [мульт]фильмов.
Во вторую очередь, объёмные объекты, скульптуры или локальные инсталляции (те же самые макеты).
В-третьих, видео. Мульты или же какие-то иные изображения.
«
Уильям Кетридж "Пять тем"» на
Яндекс.Фотках
«
Уильям Кетридж "Пять тем"» на
Яндекс.Фотках Всё это закручено-заверчено вокруг пяти классических текстов, поставленных Кентриджем в театре (Моцарт и Шостакович) или воплощённых в технике графического полимпсеста, собранного затем во вполне сюжетное кино.
Ближе всего к "Пяти темам" выставки, посвящённые творчеству Юрия Норштейна, причём не только жанрово и дискурсивно, но и стилистически - Кентридж и есть южно-африканский Норштейн, сколь причудливо, столь и тщательно вырисовывающий метафизику кружения вокруг обычного, маленького человека ; палитрой, весьма ограниченной оттенками чёрного и серого цветов.
«
Уильям Кетридж "Пять тем"» на
Яндекс.Фотках
«
Уильям Кетридж "Пять тем"» на
Яндекс.Фотках
«
Уильям Кетридж "Пять тем"» на
Яндекс.Фотках Больше всех, на мой вкус, повезло, Моцарту, чья "Волшебная флейта" была поставлена Кентриджем в театре, а на выставке её отдан самый удачный затемнённый отсек.
В нём стоят два станка-экрана, представляющие объёмную модель сцены с колосниками, кулисами и закулисной (а так же подпольной) машинерией, задействованной в спектакле.
Разумеется, звучит музыка. Темно.
На объём игрушечной, похожей на рождественский раёк, театральной площадки транслируется видео, состоящие из рисунков, схем и почеркушек, титров и теней.
Чуть позже сбоку выезжает механическая фигура, напоминающая человека и, скорее всего, солиста.
«
Уильям Кетридж "Пять тем"» на
Яндекс.Фотках
«
Уильям Кетридж "Пять тем"» на
Яндекс.Фотках Из этого зала по узкому полутёмному коридору ты проходишь в зал, посвящённый "Носу" Шостаковича (поставленному Кентриджем в "Метрополитен Опера" год назад), в котором нет ничего, кроме пяти или шести видеопроекций, посвящённых русскому авангарду, его следствиям, контекстным и общественным.
Всё это теневые мультипликации, движущиеся по стенам коллажи, а так же стенограмма суда над Бухариным и его со товарищами.
Ну и, точно так же на отдельной стене, кукольный человечек с преувеличенным, словно слоновьим, наросшим на место, где у обычных людей обычно располагается лицо.
«
Уильям Кетридж "Пять тем"» на
Яндекс.Фотках
«
Уильям Кетридж "Пять тем"» на
Яндекс.Фотках Ну, то есть, переработанное в какой-то жжёный сахар мировое культурное наследие.
Наследник всего (авангарда и модерна, сюрреализма и абстракции) по прямой, использующий чужие разработки и наработки для вполне конкретных и прагматических задач - нарративно и суггестивно насыщенных постановок и фильмов; растворение жжёного сахара в какао или же кофе; отстранённое украшательство жизни; жизненного пространства, но не личного (бытового, экзистенциального), но общественных "мест встреч", коими и являются проекции и киноленты.
Именно поэтому эти залы кажутся особенно пустыми, даже пустынными, как площади сюрреалистических городов де Кирико, хотя Норштейн Кентриджу, конечно, ближе.
Он и сам не скрывает увлечения автором "Сказки сказок" и "Ёжика в тумане", которые то и дело проступают сквозь его пластические рефлексии.
В другом узком простенке социально заряженное видео про апартеид упирается в авторскую книгу, выложенную в прозрачном боксе - по страницам, вырванным из энциклопедии, будто бы движется, будто бы переползает с листа на лист смоляной, кляксообразный силуэт.
«
Уильям Кетридж "Пять тем"» на
Яндекс.Фотках
«
Уильям Кетридж "Пять тем"» на
Яндекс.Фотках В другой небольшой, "проходной" комнате стоят скульптуры, стоящие на подставке, поставленной на стопки книг и отбрасывающих красивые сюрреалистические тени.
Cублимированный, статичный, механический, механистический театр; дух места, отсутствующего, упрятанного в темень времени, неуловимо существующего здесь и сейчас.
Только здесь и сейчас, ибо ничего с собой не унести, даже фотографии не выходят.
Оттого-то столь неловки любые описания.
«
Уильям Кетридж "Пять тем"» на
Яндекс.Фотках
«
Уильям Кетридж "Пять тем"» на
Яндекс.Фотках
«
Уильям Кетридж "Пять тем"» на
Яндекс.Фотках