Уильям Кентридж. "Пять тем". "Гараж"

Oct 11, 2011 21:28




Ни одна рецензия или ни один отзыв в СМИ или в блогах не мог мне объяснить что же, собственно говоря, привезли на выставку Кентриджа; пытался составить впечатление и не мог.
Оттого и не спешил, дождался пока откроют ретроспективу Абрамович, чтобы посмотреть всё сразу.
Дождался. "В присутствии художника" едва ли не полностью поглотила "Пять тем", выступив чем-то вроде буфера или же промежутка.

Сложность же описания экспозиции связана с тем, что это отчаянно негаражная [по сути и по духу, по наполнению] выставка, более уместная в помещениях бахрушинского театрального музея на Новокузнецкой.
Главные эффекты здесь связаны с театральными макетами, стоящими в тёмных залах, рядом с видеопроекциями и графикой, составляющих единое целое.
Та или иная тема в разработке: в первую очередь, графические эскизы, напоминающие раскадровки несуществующих (или же отныне существующих) [мульт]фильмов.
Во вторую очередь, объёмные объекты, скульптуры или локальные инсталляции (те же самые макеты).
В-третьих, видео. Мульты или же какие-то иные изображения.




«Уильям Кетридж "Пять тем"» на Яндекс.Фотках



«Уильям Кетридж "Пять тем"» на Яндекс.Фотках

Всё это закручено-заверчено вокруг пяти классических текстов, поставленных Кентриджем в театре (Моцарт и Шостакович) или воплощённых в технике графического полимпсеста, собранного затем во вполне сюжетное кино.
Ближе всего к "Пяти темам" выставки, посвящённые творчеству Юрия Норштейна, причём не только жанрово и дискурсивно, но и стилистически - Кентридж и есть южно-африканский Норштейн, сколь причудливо, столь и тщательно вырисовывающий метафизику кружения вокруг обычного, маленького человека ; палитрой, весьма ограниченной оттенками чёрного и серого цветов.



«Уильям Кетридж "Пять тем"» на Яндекс.Фотках



«Уильям Кетридж "Пять тем"» на Яндекс.Фотках



«Уильям Кетридж "Пять тем"» на Яндекс.Фотках

Больше всех, на мой вкус, повезло, Моцарту, чья "Волшебная флейта" была поставлена Кентриджем в театре, а на выставке её отдан самый удачный затемнённый отсек.
В нём стоят два станка-экрана, представляющие объёмную модель сцены с колосниками, кулисами и закулисной (а так же подпольной) машинерией, задействованной в спектакле.

Разумеется, звучит музыка. Темно.
На объём игрушечной, похожей на рождественский раёк, театральной площадки транслируется видео, состоящие из рисунков, схем и почеркушек, титров и теней.
Чуть позже сбоку выезжает механическая фигура, напоминающая человека и, скорее всего, солиста.



«Уильям Кетридж "Пять тем"» на Яндекс.Фотках



«Уильям Кетридж "Пять тем"» на Яндекс.Фотках

Из этого зала по узкому полутёмному коридору ты проходишь в зал, посвящённый "Носу" Шостаковича (поставленному Кентриджем в "Метрополитен Опера" год назад), в котором нет ничего, кроме пяти или шести видеопроекций, посвящённых русскому авангарду, его следствиям, контекстным и общественным.

Всё это теневые мультипликации, движущиеся по стенам коллажи, а так же стенограмма суда над Бухариным и его со товарищами.
Ну и, точно так же на отдельной стене, кукольный человечек с преувеличенным, словно слоновьим, наросшим на место, где у обычных людей обычно располагается лицо.



«Уильям Кетридж "Пять тем"» на Яндекс.Фотках



«Уильям Кетридж "Пять тем"» на Яндекс.Фотках

Ну, то есть, переработанное в какой-то жжёный сахар мировое культурное наследие.
Наследник всего (авангарда и модерна, сюрреализма и абстракции) по прямой, использующий чужие разработки и наработки для вполне конкретных и прагматических задач - нарративно и суггестивно насыщенных постановок и фильмов; растворение жжёного сахара в какао или же кофе; отстранённое украшательство жизни; жизненного пространства, но не личного (бытового, экзистенциального), но общественных "мест встреч", коими и являются проекции и киноленты.

Именно поэтому эти залы кажутся особенно пустыми, даже пустынными, как площади сюрреалистических городов де Кирико, хотя Норштейн Кентриджу, конечно, ближе.
Он и сам не скрывает увлечения автором "Сказки сказок" и "Ёжика в тумане", которые то и дело проступают сквозь его пластические рефлексии.

В другом узком простенке социально заряженное видео про апартеид упирается в авторскую книгу, выложенную в прозрачном боксе - по страницам, вырванным из энциклопедии, будто бы движется, будто бы переползает с листа на лист смоляной, кляксообразный силуэт.



«Уильям Кетридж "Пять тем"» на Яндекс.Фотках



«Уильям Кетридж "Пять тем"» на Яндекс.Фотках

В другой небольшой, "проходной" комнате стоят скульптуры, стоящие на подставке, поставленной на стопки книг и отбрасывающих красивые сюрреалистические тени.
Cублимированный, статичный, механический, механистический театр; дух места, отсутствующего, упрятанного в темень времени, неуловимо существующего здесь и сейчас.
Только здесь и сейчас, ибо ничего с собой не унести, даже фотографии не выходят.
Оттого-то столь неловки любые описания.



«Уильям Кетридж "Пять тем"» на Яндекс.Фотках



«Уильям Кетридж "Пять тем"» на Яндекс.Фотках









«Уильям Кетридж "Пять тем"» на Яндекс.Фотках

выставки, Гараж, биеннале

Previous post Next post
Up