В жизни каждого человека есть свои знаковые события, знаковые личности. Для меня одной из таких личностей является Нижинский. Почему-то вспомнилось, как много лет назад, в старшей школе подруга потащила меня на балетный фестиваль, посвященный Нижинскому. В то время я слабо представляла себе, кто это такой и не очень понимала, с чего такой ажиотаж вокруг билетов на этот спектакль. Танцевали французы. Очень отчетливо помню, как смотрела на мирно посапывавшего в кресле рядом отчима подруги и искренне ему завидовала: счастливый, вот бы мне так же, но как-то неудобно. Вечер тянулся невыносимо долго, а действие на сцене казалось мне бессмысленной жуткой тягомотиной. Через пару дней подруге удалось снова затащить меня на очередной спектакль фестиваля. Это стоило ей большого труда, а мне - ненависти к балету на долгие годы)) Но, как говорится, от любви до ненависти один шаг))
Прелюдия оказалась слишком длинной, перехожу к основной теме.
Когда мне открылся чарующий волшебный мир балета, я всерьез увлеклась Нижинским. Читала, смотрела все, что попадалось. Его судьба пугала и завораживала одновременно. Сложно придумать более благодатную почву для создания балетов. Но частенько авторам не удается соблюсти чувство меры и такта... Работ Ноймайера я видела не очень много, но все, что видела, мне безумно нравилось. Поэтому Нижинского Ноймайера (два в одном) я ждала с особым нетерпением.
В зале был аншлаг, на подходе к театру спрашивали лишние билетики.
Спектакль начался нестандартно. Не было обычной просьбы выключить мобильные телефоны, не производить фото- и видеосъемку. Занавес был открыт заранее, в качестве декорации стояли стулья и рояль. В какой-то момент на сцену начали выходить нарядные пары, прогуливаться, общаться, и занимать свои места в "партере". Среди них была и хозяйка вечера Ромола в ярко красном платье. Они радушно встречала гостей и старалась никого не обделить своим вниманием. Когда все были в сборе, появился Вацлав в белых одеждах. Вышел и сел на стул. Пауза затягивалась, Ромола хотела было его поторопить, но он сам как будто бы очнулся от оцепенения, скинул белую накидку и, оставшись в черном костюме, напоминавшем одежду для занятий карате, начал танцевать ужасы войны. зрители напряженно и с недоумением следили за его движениями, перешептывались. Но вот танец закончился и через мгновение он вновь затанцевал что-то легкое и бравурное. Гости вздохнули с облегчением и начали одобрительно аплодировать. А между тем в голове Вацлава проносились роли, образы, события из жизни. (При этом на сцене появлялся и Нижинский, и его герои, которых танцевали другие артисты. Сначала мне это не очень нравилось, тк у "разных нижинских" была разная конституция. Однако потом меня настолько захватило действие, что я перестала это замечать.) Вот он танцует Видение розы. Только в роли уснувшей девушки выступает Дягилев. Нижинский пленяет Дягилева! На смену ему приходит Золотой раб из Шехеразады. Дягилев уже не скрывает своего отношения к танцовщику, а тот в свою очередь и не сопротивляется. Где-то сбоку возникает Ромула. Она пытается своим танцем увлечь Нижинского, но какие-то мгновения ей это удается, но чары Дягилева сильнее. А потом они плывут на корабле в Америку. Ромола опять танцует, Нижинский смотрит на море, но ей удается достичь своей цели. Появляется Дягилев и Мясин. Мясин с теннисной ракеткой, кидает мяч Дягилеву. Тот принимает его подачу. И вот они уже сливаются в дуэте. Нижинский пытается вклиниться, но ему здесь уже нет места. Он остается с Ромолой. Она стала для него той самой нимфой из Послеполуденного отдыха фавна, которая разбудила в нем неведомые до сей поры чувства. Реальные люди смешиваются в его сознании с персонажами балетов. При этом его Фавн увлекает Ромолу гораздо больше, чем реальный Нижинский. Тогда как Дягилев всегда тянулся к человеку, а не персонажу. Свадьба и окончательный разрыв с Дягилевым. Нижинский пытается остановить удаляющегося Дягилева, но Ромола этому препятствует.
Чем больше Нижинский погружается во тьму безумия, тем больше образов и воспоминаний роится в его голове. На черном заднике - большой горящий круг, по которому как по орбите плывет круг чуть меньшего диаметра. Периодически меньший круг сходит с орбиты, а большой иногда даже вытягивается в овал. Премьера Весны священной и ужасы военного времени перемешиваются в его сознании, вместе с артистами танцуют-маршируют военные. Ромола поддерживает мужа как может, однако уже появляется красавец-психиатр, и она не отказывает себе в удовольствии общения с ним. А муж в это время от одиночества все больше уходит в себя, все больше становится похож на брата Станислава, их тела сплетаются, и уже непонятно, кто есть кто. Периодически жена сажает его на санки и пытается вывезти из всего происходящего. Но он незаметно сбегает. А потом уже и не сбегает, ему уже все равно. Это ведь не он сходит с ума, а мир вокруг него закатывается в гомерическом хохоте, беспорядочно кружится, проносится перед глазами и погружается, погружается во тьму. По сути для него все заканчивается эти последним танцем для избранного общества, танцем, рассказывающем об ужасах войны...
Очень сильный спектакль... Безумно хочется пересмотреть его еще раз!! Люди, которые не знают биографию Нижинского, незнакомы с его спектаклями, вряд ли смогут оценить этот балет по достоинству. На мой взгляд, он рассчитан на знатоков, в нем огромное количество различных фишек и тайных знаков, посылаемых "своим".
По окончании зрители устроили заслуженную артистам овацию стоя. Ноймайер вылетел на сцену как мальчишка и, кажется, был очень доволен приемом.
Перед спектаклем в фоей рекламировали новые духи фирмы Roje "Дягилев". Аромат неоднозначный, горьковатый, резкий, волевой. Я ощущала его весь спектакль (меня щедро оросли духами стоимостью 45000 рублей за 100 мл). Наверное, теперь для меня этот аромат навсегда будет ассоциироваться с этим спектаклем. И наооборот. Отличный рекламный ход)