Чем замечательны венецианские маски?

Feb 15, 2015 10:47



В Венеции - снова карнавал. Хотя, по моему мнению, карнавал - не развлечение для бюджетных туристов, для тех, кто норовит увидеть Венецию за один день. Много ли увидишь, пробираясь  в толпе по узким улочкам? Скорее всего, этот праздник для тех, кто приехал в волшебный город посреди залива с тугим кошельком. С другой стороны, все карнавальные безумства происходят в районе площади Сан-Марко. Поэтому, если путник приедет в Венецию пораньше и тут же у вокзала сядет на пароходик до Сан-Марко, даже один день, проведенный среди карнавального безумства, наверняка ему запомнится.

На большом пространстве площади толпа воспринимается совсем по-другому, чем на узких мостиках через каналы. Не злит, а радует огромное количество людей, совместно празднующих прощание с мясом. Ведь "карнавал" - это "carne vale!" ("прощай, мясо!"), последняя обжираловка перед великим постом.

Только на большом пространстве площади можно увидеть "в действии" один из главных символов венецианского карнавала - знаменитые маски. Отдельными островками стоят люди (не только проживающие в Венеции), которые решили участвовать в карнавале в качестве действующих лиц. Они пошили себе костюмы и сделали маски, затратив на все это около сотни евро (а то и больше!). Эти деньги плачены только за удовольствие побыть артистом на подмостках Сан-Марко.

И костюмы, и маски продумываются в течение всего предшествующего года. Фантазию проявлять можно, но в достаточно ограниченных пределах. Ничего не поделаешь! Искусство - это умение себя ограничить. Персонажи венецианского карнавала - это персонажи комедии дель арте, и венецианские маски принадлежат этим персонажам. Но главное, они принадлежат истории Венеции.

Собственно говоря, маска, как важный и обязательный предмет повседневного костюма, только в таком месте, как Венеция и могла появиться. Когда на маленьком кусочке земли собирается столько людей, неизменно возникает эффект пауков в банке. Даже случайное слово, сказанное без злого умысла, может стать причиной длительной вражды. Настолько длительной, что ее участники могут даже забыть, из-за чего же заварилась каша. Великий Шекспир со своими "Ромео и Джульеттой" о том свидетельствует. А если слово не случайное? А если злой умысел реально был? Честную (и бесчестную) конкуренцию в торговой республике ведь никто не отменял! Как не отменял право обиженного на месть. Кинжал-стилет - итальянское оружие. А труп, сброшенный в канал, может унести в открытое море и его никогда уже не найдут.

Так что необходимость прикрыть лицо личиной, чтобы сохранить жизнь, в Венеции была повседневной. Маски стали частью городской жизни, возможностью (может быть, иллюзорной) сохранить в перенаселенном городе свое личное пространство. Так же как в нынешнем Интернете мы упрямо держимся за анонимность и возможность спрятаться за аватаром, хотя всемирная компьютерная Сеть, как известно,  хорошо отслеживается правоохранительными структурами.

Кстати, средневековые правоохранители тоже успешно пользовались городским обычаем. Во время допроса и следователь и допрашиваемый были в масках. Первый мог не бояться, что его личность будет раскрыта, а второй мог смело отвечать на вопросы, не боясь, что последует возмездие со стороны того, против кого он давал показание.

Уже в 18-м веке, когда Венеция полностью потеряла свой боевой и авантюрный дух и начала продавать всему миру свою ветшающую роскошь и своих дорогих проституток, маски приобрели еще большую популярность. Грешить под покровом тайны - куда бОльшее удовольствие, чем грешить открыто.

Итак, если уж Вам повезет оказаться на площади Сан-Марко в один из дней венецианского карнавала, было бы очень неплохо научиться "читать" маски этого карнавала. Во-первых, даже минимальная классификация позволяет лучше запомнить увиденное. Надеяться на то, что Ваш непрерывно щелкающий фотоаппарат / мобильный телефон поможет Вам все запомнить, не стоит. Разбирая сделанные снимки, Вы  не сможете вспомнить, где они делались и для чего. С каким настроением Вы сделали этот конкретный снимок? И о чем рассказывать друзьям, которым Вы демонстрируете всю эту красоту?


Во-вторых, поход на площадь Сан-Марко вполне можно сравнить с походом в художественный музей. И, согласитесь, картины и скульптуры, изображающие древние мифы или библейские сюжеты, лучше всего рассматривать, зная эти мифы и эти сюжеты, поскольку понимаешь, что же хотел сказать художник, знаешь, на что обращать внимание. Аналогично, если Вам известно, какую маску Вы в данный момент рассматриваете,  Вы знаете, на что в этой маске следует обратить внимание. А зная это, сможете оценить отдельные детали наряда и оценить  замысел автора костюма. Может быть, даже понять его намеки.

Итак, совершим краткий экскурс в мир масок венецианского карнавала.

Маска "баута" - одна из самых популярных на венецианском карнавале. Она же была и самой популярной маской в Венеции в 17 - 18 веках. Баута идеально выполняла главную задачу любой маски - скрыть лицо, сделать обладателя маски неузнаваемым. Повышенной анонимности способствовала и особенная форма маски, изменявшая тембр голоса. Поэтому "бауту" чаще всего использовали следователи, ведя допрос. Вид маски был жутковат, что тоже играло свою роль и при допросах и просто при неожиданных встречах на темных улицах. Маска отпугивала нападающих, решившихся, во что бы то ни стало,  лишить владельца маски анонимности, кошелька и жизни. Название маски тоже отпугивающее. Скорее всего, оно происходит от имени чудища «babau», которым итальянские родители пугали своих непослушных детей. Имя итальянской "буки" странно напоминает имя аналогичного российского монстра - Бабая. Вполне возможно, оба имени турецкого происхождения ("бабай" - по-турецки "дед") и попали и в Венецию,  и в Россию из одного и того же Стамбула. Маску "баута" дополняли длинный черный плащ, скрывавший фигуру и шляпа-треуголка - "tricorno".

Еще одна особенность маски, обеспечивавшая ее популярность. Благодаря выступающей нижней части, ее владелец мог есть и пить, не снимая маски. Идеально для званного вечера или ассамблеи!


Маска "вольто", самая распространенная в настоящее время венецианская маска. Ее чаще всего можно увидеть в магазинах сувениров. Эта маска выпускается в самых разных видах.

"Volto" по-итальянски обозначает "лицо". Маска, в самом деле, изображает лицо, чаще всего женское, с носом и губами. "Вольто" закрывает все лицо, включая  подбородок и щеки. Часто эту маску всю делают белого цвета, иногда ее золотят и декорируют перьями. В отличие от маски "баута", в этой маске не поешь и не попьешь. Рот всегда закрыт. И ведь правильно. Женщине подобает молчание.

Эту маску иногда называют "ларва". Латинское слово "larva" означает "призрак, маска". От благородного латинского слова происходит словечко "лярва", которое в русском воровском жаргоне означает "проститутка", то есть, женщина лицемерная, гулящая, всех обманывающая.

"Коломбина" - по-итальянски "голубка". Это - персонаж из комедии дель арте, юная служанка, которая манипулирует и престарелым и приставучим хозяином, Панталоне, и влюбленным в нее Арлекином. Она же помогает свести вместе возлюбленных и тем самым разрешает конфликт, возникший по ходу представления. В общем, Коломбина - главный двигатель сюжета. Сама роль предполагает, что ее должна играть юная и очаровательная актриса. А молодой прелестнице ни к чему скрывать свое лицо. Поэтому маска  "коломбина", в отличие от маски "вольто", прикрывает только глаза, нос и верхнюю часть щек. Такую маску на карнавал, естественно, наденет только женщина. Только  молодая женщина. Открытость маски "коломбина" разрешает не только пить-есть, но также позволяет разговаривать, кокетничать, острить.


Среди женских карнавальных масок можно встретить и маску под названием "моретта" ("смуглянка"). Это была  овальная маска из черного бархата, закрывающая все лицо и... заставляющая женщин молчать. Почему? Потому что "моретта" не крепилась к голове шнуром, а насаживалась на небольшой шпенек. Дама сжимала шпенек зубами и поневоле становилась молчаливой, загадочной, общающейся только жестами. Не шипеть же на окружающих? Обольщенные мужчины преследовали таинственную незнакомку, а те, у кого не хватало прыти, зато хватало юмора, называли эту маску "отрадой мужей". Маску "моретта" делают только на заказ, и в сувенирных магазинах ее не отыщешь.

Мужским аналогом коломбины в комедии дель арте является Арлекин (он же -  Труффальдино). Это тоже персонаж простонародный, тоже слуга и тоже слуга себе на уме. Арлекин - резонер и шут. Он - такой же двигатель сюжета пьесы в комедии дель арте, как и Коломбина. Дополнительной интригой оказывается его любовное чувство к Коломбине, которое в конце пьесы разрешается браком. Костюм Арлекина из разноцветных ромбов - имитация одежки бедняка, сплошь в заплатах и в лоскутках. Маска "арлекин", подобно маске коломбины, закрывает только глаза, нос и немного щеки. Маска эта черного цвета с большим красным пятном на лбу, напоминающим прыщ или чирей.

Собственно говоря,  и цвет маски, и красное это пятно - важный сигнал для всех, что забавный арлекин не только смешон, но может быть и опасен. По одной из версий имя Арлекин происходит из имени одного из бесов преисподней, Аликино. По другой версии происхождение этого имени старофранцузское. В страстную неделю в средневековых городах на площадях разыгрывались мистерии на тему страстей Господних. Кроме святых и угодников в мистериях представлялись также и силы ада. Среди последних обязательно был озорной и прыгучий  бес по имени herlequin или же hellequin. Так что,  получается, красное пятно на маске - напоминание о бесовских рогах, а сам потешный Арлекин - дальний родственник шутника и охальника Коровьева из "Мастера и Маргариты".


Арлекин - шут, но шут непрофессиональный. Наряду с маской арлекина на венецианском карнавале можно встретить и маски профессиональных шутов. Женский вариант этой маски называется Жоли. Маски шутов могут быть самые разнообразные: закрывающие лицо полностью или частично, закрепленные на голове или на палочке, которую держат в руках. Обязательным атрибутом маски являются трехконечные шутовские колпаки, украшенные бубенчиками. Иногда шуты или шутихи держат в руках зеркало.

Смешной слуга Арлекин - один из героев комедии дель арте, фигурирующих под именем Дзанни (Zanni). Это венецианское произношение имени Джованни. Дзанни - деревенский парень, пришедший в город на заработки. Он простодушен, неопытен, неловок,  и в комедии дель арте ему уделяется роль дурачка. Его дурачат все и от всех ему достается. Маска Дзанни закрывает верхнюю часть лица и снабжена длинным носом, кончик которого поднимается вверх. Тем самым всем дается понять, что бедняга Дзанни всегда остается с носом.

Среди длинноносых масок на площади Сан-Марко можно увидеть еще одного героя комедии дель арте, который  носит знакомое нам с детства имя Бураттино. Это один из Дзанни (потому и длинноносый). Он - слуга, но неловкий и неудачливый. Хотя иногда Бураттино проявляет находчивость.

Бураттино - второстепенный персонаж-маска. Свою малоизвестность на сцене театра дель арте Бураттино искупил потрясающим успехом в театре марионеток. Успех был настолько велик, что собственное имя персонажа стало нарицательным. Уже к концу 16-го века всех кукол, которые приводились в движение посредством нитей или веревок, стали называть бураттини. Так что переимчивый А.Н.Толстой, пересказав по-русски историю деревянной куклы Пиноккио, и имя главному персонажу своей книги заменил на параллельное.  Кстати, замена была произведена грамотно. В комедии дель арте Бураттино имеет псевдоним Пиноккьо.

Другой длинноносый персонаж, который можно часто встретить на карнавальной площади называется "Медико делла песте" ("Чумной врач"). Его легко отличить от Бураттино и некоторых других длинноносых персонажей комедии дель арте. Если у последних кончик носа поднимается вверх, то у чумного врача он загнут вниз в виде клюва.


Персонаж этот - напоминание о днях совсем не веселых. Венецию не раз и не два навещала чума. Так вот, карнавальный костюм повторяет наряд врача в чумном городе. Наряд этот состоял из маски с застекленными глазницами и с клювом, в котором находились специи и травы, с помощью которой вдыхаемый воздух очищался от чумных миазмов. Этакий средневековый противогаз. На голове у врача была шляпа, которая указывала на его принадлежность к мужскому полу. Врач ходил по городу в черном холщовом костюме, навощенном снаружи и в высоких сапогах. На руки он одевал длинные кожанные перчатки, а в руке у него была палка, которой он отталкивал зараженных людей, если они подходили к нему слишком близко.

Чуму, как известно, разносят крысы и мыши. Естественные враги этих грызунов, как известно, кошки. Кошек в средневековой Венеции было мало. Что поделаешь, не любят эти животные воды, а в Венеции вода была повсюду. Так что кошки в Венеции очень ценились. Их даже сделали героями карнавалов. Одна из распространенных масок - "гато" ("кошка"). Эту маску могут надевать и мужчины и женщины, но почему-то больше она нравится женщинам. Почему? Загадка. Еще одна загадка, которую женский пол задает мужскому.



Оригинал взят у eponim2008 в Чем замечательны венецианские маски?

разное

Previous post Next post
Up