Странно, но за последнее время я увидел два фильма на сходную тематику. Первый я ждал, надеялся и не был разочарован. «Железная хватка» Коэнов. Вестерн про девушку, которая нанимает охотника за головами, что бы свершить правосудие над убийцей своего отца. Девица такая, что как говориться «без мыла сама знаете куда влезет». Ей и охотник то не нужен - достаточно посмотреть, как вначале фильма она торгуется за лошадь - менеджеры со степенью MBI лохи и дети по сравнению с ней. Что-то я не очень верю в таких персонажей, хоть они и довольно забавны. «Хватка» безусловно, один из самых достойных фильмов года, одна из лучших работ Коэнов и т.д. и т.п.
А вот другой фильм. Называется «Зимняя кость» / Winter’s Bone. Современная Америка, где то на севере. Заброшенный край, мало людей, низкий уровень жизни. Отец семейства попался на варении какой-то наркодряни, был отпущен под залог, из под которого он сбежал и пропал. Совсем пропал - его никто не видел недели. Его дочь, семнадцатилетняя Ри, начинает его искать - если он не придет в суд - их дом заберут, потому что залог был выплачен посреднической фирмой по выплате таких залогов. В суд он так и не приходит, Ри уверена, что ее отец не сбежал - он мертв. Но это надо доказать - тела нет. Ри не интересует, кто его убил или как он умер - ее волнует только ее младшие брат и сестра и сумасшедшая мать, овощ, не осознающая, что вообще происходит. Ри начинает искать, общается с темными личностями, курсируя между ними - и не находит ответа. Шериф ей не в помощь, ей вообще никто не хочет помогать… Отчаяние и безнадежность - вот ее спутники. Наконец ей везет - но везет страшно. Местные отморозки с которыми якшался ее отец выводят ее на тело отца, затопленное в болотах. Все тело вытащить и вывезти не получиться - долго и тяжело. Отпиленных рук будет достаточно для доказательства, а эксперты покажут, когда именно наступила смерть.
Click to view
Фильм поразил меня двумя вещами. Показом неблагополучной стороны Америки - такое при Советском союзе могли в качестве пропаганды показывать (бедность, наркоторговцы, неприкаянность молодежи, жестокость на улицах и т.д.) Но в этом фильме именно обыденность происходящего пугает больше всего. С другой стороны у режиссера (а это кстати женщина - не самый типичный случай) хватает такта и чутья не превращать фильм в «бичевание язв гнилого американского общества». Фильм в общем-то о героях. Ри делает то, что она делает не из каких-то высоких побуждений - она просто защищает своих близких - если не она, то кто?
И вот это как раз второй момент - по имени Дженнифер Лоуренс. Когда я смотрел «Черного лебедя» я конечно понимал, что Натали Портман совершенно заслуженно получит «Оскар» именно за этот фильм и именно за эту роль, а не за совокупность заслуг - но лично для меня это не много значит. C другой стороны - я не мог отделаться от мысли, что это именно Натали, которая классно играет роль. Лоуренс - другой случай. Двадцатилетняя девчонка настолько растворяется / сродняется с образом, что употреблять слова «играет, роль» кажется не уместным. Такое увидишь не часто и как правило в небольших фильмах и с новыми лицами. Номинация у нее тоже была и возможно она ее заслужила даже больше чем кто-то еще. Что с ними будет дальше - не ясно, часто - ничего (Кейт Хадсон, например - мега-роль в «Почти знаменит» и десять лет шлаковых комедий после). Хотя именно в случае с Лоуренс - в этом году «Бобер» Джоди Фостер, а в следующем - «Люди Икс. Первый класс», где ей предстоит блеснуть не только актерским талантом - на роль Мистик нужны и физические данные.
По крайней мере большая пачка номинаций разного толка и небольшая - полученных наград, самая заметная из которых - Гранд-при Санденса, показывают, что есть необходимость в пусть и жутких, но все таки прекрасных фильмах. В моем понимании - это один из главных фильмов прошлого года.