Ответы на вопросы о буддизме.

Feb 18, 2010 11:06

marina_toxa задали мне вопросы о буддизме. Я решил ответить отдельным постом, вдруг эта тема кому-нибудь еще будет интересна.

1. Есть ли такие посты, которые бы просветили людей, ничего не понимающих в буддизме?

Описать весь буддизм несколькими постами было бы очень трудно. Есть множество разных подходов к буддизму от культурологического (изучающего буддизм как явление в жизни людей) до узких подходов и поучений разных школ буддизма. Подход школы Карма Кагью тибетского буддизма популяризируется в книгах и лекциях ламы Оле Нидала. Можно сходить на лекцию (бывают в разных городах мира) и почитать его книги. Расписание лекций и список книг есть на сайте этой школы . Книга для самых начинающих называется Каким все является. Учение Будды о природе ума. Но это будет не культурологический подход, а подход школы Карма Кагью. Там будет много о сути буддизма, но мало о классификации и истории разных течений. За культурологическим подходом надо читать востоковедов-буддологов. Про историю тибетского буддизма можно почитать упомянутого ниже Цыбикова и еще есть хорошая книга Е. Кычанов, "История Тибета с древнейших времен до наших дней" (есть в интернете в электронном виде).

В любом случае книга будет гораздо более подробная и выверенная, чем мой пост, как бы я ни старался. Все-таки я и не буддолог, и не лама :)

2. Правда ли, что у буддистов (или только у тайских буддистов) при рождении у ребенка уже какбы есть один год, те он еще только родился, а ему уже год приписали в возрасте?

У Г. Цыбикова "Паломник-буддист у святынь Тибета" упоминается такая же традиция. Связано это с тем, что время жизни считается не от рождения ребенка, а от зачатия, которое происходит округленно за год до рождения.

3. Почему буддисты в разных странах носят одежды разного цвета? Например в Таиланде - оранжевый

Cуществуют две огромные ветви буддизма - тхеравада (южный буддизм - Шри Ланка и все страны ЮВА) и махаяна (северный, в основном представлен многочисленными линиями тибетского буддизма, в Монголии и России в Бурятии, Колмыкии, Туве, также исторически распространен тибетский буддизм, который также называют ламаизмом.

Основная принципиальная разница между линиями состоит в следующем. Тхеравадины считают, что практикующий должен достигнуть личного освобождения (от различных "замутненностей" сознания, тревог, привязанностей к материальному и т.п.) и уйти в нирвану - состояние просветленного сознания, свободного от этих мирских видов ограниченности. Махаянские буддисты считают, что личное просветление не является основной целью. Они сознательно дают обещание не уходить в нирвану, а перерождаться вновь и вновь для того, чтобы в своих следующих "более эффективных" перерождениях помогать другим людям достигнуть того же освобождения и просветления. И так до тех пор, пока все чувствующие (то есть живые) существа не достигнут просветления. У махаянцев как бы отрицается ценность и возможность достигнуть полного просветления, когда другие существа в мире все еще страдают (от своих "замутненностей", привязанностей и т.п.)

Монахи-махаянцы (в том числе тибетские монахи) носят одежды бордового цвета (правда в разных течениях различается цвет шапок). Монахи-тхеравадины - одежды желтого или оранжевого цвета. Почему именно этих цветов, я не знаю.

статьи, буддизм

Previous post Next post
Up