Бонжур друзья!
Про то как мы неулетели на самолете, про весь этот
путь до Венгрии расскажу опосля, в цикле эпилоговых
постов, тех где больше про путь, чем про варган, хотя
и он не будет обделен вниманием.
Селаги. Визит к этой семье заслуживает, как минимум,
3-х отдельных постов. Да воздадим же ему хотя бы, этот,
необходимый минимум!
Дело было в Кечкемете, приехали, в который, без гроша,
т.к.
снять местные форинты, я, с альфабанковской карточки
не мог и мы решили перекинуть мой остаток на катину,
сбербанковскую (сберовская карта хороша тем, что она
автоматически конвертирует балланс в любую, ну, может,
почти, в любую валюту). Перебросили мы их в самом начале
операционного дня и никаких проблем быть не должно было,
однако деньги, все, не приходили. Позвонили в Сберкассу
узнать "когда же?"
От 3-х до 5-ти дней -- о как!
Ну, да, ладно: макарошки в рюкзаке есть, чего-то еще,
жаль, что варган купить у Золтана не смогу. А еще проехать
надо в Украину и, только там, ориентировочно, через пару
дней мы, наверное, сможем воспользоваться деньгами.
Решили разбить 1000 рубелей отеческих, да, поди смени их.
Идем искать подходящий обменник. А загончики в мозге у меня,
все, крутятся.
Дочапали до торгового центра, где нам тоже отказали поменять
баблос. Но в этом центре был великолепный фонтан, мы не смогли
пройти мимо, тем паче надо было передохнуть и, извините,
пописать.
Катя пошла первая, а я любовался. Может такой фонтан -- фигня,
в сравнении с теми, что существуют, но я круче не видывал.
Click to view
Катя вернулась и рассказала, что на лестнице между этажами
классная акустика. Пошли попели. Попели, попели и попустился,
я, с загончиков.
Пошли дальше, при выходе из молла решили, так, что называется,
для приличия, скормить банкомату катину карту.
Теперь мы богачи!))
Идем к Золтану. На воркшоп 6 числа мы опоздали (почему, расскажу
в следующих постах), но затусить с Золтаном тоже нефигово для
моей работы.
Скитаемся по Кечкемету ищим дом -- это наш бич в эту поездку --
постоянно искать адреса.
Многострадальные ботики на кечкеметской брусчатке
Нужный поворот
Дом Селаги
Селаги-отец.
Золтан Селаги (Zoltan Szilagyi), действительно, Отец в
варганоделании, он начал мастерить "зубные арфы" около
40 лет тому назад и сейчас является одним из виднейших
деятелей этого ремесла. До него в Венгрии про доромб мало
кто знал и помнил, было время, почти, вековой паузы -- никто
не делал, никто не играл, никто не знал. В XIXв. старые
венгерские мастера поумерали, а, весьма, небогатой Венгрии
было накладно ввозить заграничные доромбы -- венгерский
варганизм пошел на убыль.
Но однажды, появился ОН , в 70-ее, Золтан услышал
чарующие звуки) из радио приемника, и, зацепило! Начал
искать: "что?", "где?", "как?" Под руки попались какие-то,
олдовые, картинки, где люди играют на варганах.
Основываясь на полученных, скудных, данных и интуиции,
Золтан создает свой 1-й варган из столовой вилки и спицы
от зонтика, в качестве язычка. Так и понеслось!
The first guy
"Я не люблю модели для туристов [стандартные], в роде
австрийских. Мне нравиться эксперементировать с новыми
формами. У меня много идей, но я немного устал; ежедневно
работаю. Я довольно стар и мне не долго осталось."
(Недословная цитата)
Я попросил показать его мастерскую; он попросил не фоткать
там.
В мастерской находится около 5000 варганов разной степени
готовности. Лежат руллоны листового металла, который "отец"
спецом заказывает. Говорит, что это круто, типа, пилы (язычки
из пил) не канают. Но у него, просто, такие обороты, что
пил не напасешься, дешевле брать исходник.
Над одним из верстаков висят 2 наградных листа: один от
якутского международого варганного центра; другой от патентного
бюро.
Лист из бюро гласит, что Золтан Селаги имеет сертификат на
выпуск доромбов, а также на изготовление музыкальных
вилок -- камертонов, которые Золтан выпускает в огромных
количиствах.
Смежная комната с "jew`s harp empire" (как называет Золтан
свою мастерскую) занята высококлассными гонгами и поющими
чашами -- объектами бизнеса его жены Георги. Но об этом в
следующий раз.
Ссылки по посту:
Собственно,
сайт Золтана, тут все разновидности его гигантского
ассортимента.