Глава 2. Начало стратегического развертывания. Часть 1.

Mar 29, 2015 12:52



Решение о развертывании и его начало
В то время как в течение мая-июня план развертывания переделывался и уточнялся, само стратегическое развертывание Вооруженных сил СССР для войны с Германией уже шло полным ходом.
  Сложилось так, что когда говорят о приведении войск в боеготовность перед 22 июня, то как правило, рассматривают только приграничные дивизии. И по тому факту, вышли они на позиции или нет, решают вопрос приводились ли войска Красной Армии в боеготовность или нет. Если какие-либо из тех дивизий по каким-то причинам не заняли своих позиций, делается вывод о том, что Сталин не верил в нападение Гитлера и потому запрещал войска приводить в боеготовность. Между тем сухопутные войска СССР состояли далеко не из одних дивизий прикрытия границы.

Для обороны от немецкого нападения войска Красной Армии располагались в следующем порядке. Непосредственно границу обороняли армии прикрытия (их еще называли приграничными), войска которых располагались в две линии (эшелона). В первой линии, не далее 10-20 километров от границы находились стрелковые дивизии, также называемые приграничными, каждой из которых выделялся свой участок обороны. За ними в 30-80 километрах от границы располагались механизированные корпуса и некоторое количество стрелковых дивизий, назначенных в резерв этих армий. Эти соединения составляли вторую линию армий прикрытия. Как правило, в состав этих армий входили самые укомплектованные и боеготовые войска Красной Армии, которым для занятия позиций по плану прикрытия требовалось от нескольких часов до полутора-двух суток. Армии прикрытия образовали первый оперативный эшелон западных военных округов.

В 150-350 километрах от границы дислоцировались резервы округов, в которые могли входить стрелковые, механизированные и кавалерийские корпуса, а также стрелковые дивизии окружного подчинения. Эти войска составляли второй оперативный эшелон западных округов. С началом войны они должны были выдвинуться на запад и занять назначенные им планом прикрытия позиции в 20-100 километрах от пограничного рубежа, прикрывая вместе с войсками первого эшелона отмобилизование и сосредоточение остальных войск Красной Армии. Для этого, т. е. полного приведения в боевую готовность, им требовалось гораздо больше времени, чем первому оперативному эшелону - от пяти до десяти суток. Следовательно, чтобы успеть до подхода противника к указанному рубежу, приказ на приведение их в боеготовность надо было давать существенно раньше, чем войскам приграничных армий.

Первый и второй оперативные эшелоны западных округов одновременно являлись первым стратегическим эшелоном Красной Армии. Другими словами, первый стратегический эшелон - это войска пяти военных округов, имеющих общую границу со странами гитлеровского блока. Это Ленинградский (ЛенВО), Одесский (ОдВО) и три военных округа со статусом особых - Прибалтийский (ПрибОВО), Западный (ЗапОВО) и Киевский (КОВО).

За этими войсками, приблизительно на линии рек Днепр-Западная Двина должен был располагаться Второй стратегический эшелон (ВСЭ), или войска Резерва Главного Командования (РГК). Они предназначались для ликвидации возможных прорывов противника, а по завершению сосредоточения - для контрнаступления вместе с войсками первого эшелона. В мирное время этих войск там почти не было: они находились во внутренних военных округах и на востоке страны, включая Забайкалье и Дальний Восток. В нужных местах по плану развертывания, за войсками первого эшелона, их еще предстояло сосредоточить. Ввиду огромных объемов и расстояний переброски на эту операцию требовалось больше всего сил и времени - от двух недель до месяца и более. Чтобы им также не опоздать к началу войны, крайне желательно было точно вычислить срок нападения Германии на СССР, и заранее выдвигать их к этому сроку в назначенные районы сосредоточения.

Именно поэтому приведение войск в боеготовность к отражению гитлеровской агрессии началось с этой операции. 26 апреля 1941 Генеральный штаб дал предварительное распоряжение Забайкальскому и Дальневосточному округам приготовить к отправке на запад страны 9 дивизий и 2 воздушно-десантные бригады (отправлять их следовало по дополнительной команде). 26-29 апреля Генштаб распорядился дополнительно перебросить туда же к 15 мая 6 дивизий из Уральского, Сибирского и Московского военных округов (4 из них были переформированы в противотанковые артиллерийские бригады).
(Исаев А. Антисуворов. - http://militera.lib.ru/research/isaev_av1/02.html ; 1941 год, Книга 2, с.123.) Но реально массовая переброска войск на запад началось в середине мая 1941г. В период с 13 по 22 мая Генштаб дал ряд директив на выдвижение (1941 год - уроки и выводы. - М.: Воениздат, 1992., с.83.), а с 15-20 мая первые эшелоны с войсками РГК отправились в путь в сторону немецкой границы.

Стратегическое развертывание - грандиозная операция общегосударственного масштаба, требующая совместных усилий ряда общесоюзных наркоматов (министерств). Допустим, мудрый начальник Генерального штаба РККА понял, что нападение немцев неизбежно, и решил втайне от Сталина, который в это не верил, перебросить войска к западной границе. Только где он возьмет для этого тысячи вагонов и сотни паровозов? Железной дорогой руководил нарком путей сообщения и член Политбюро Л.М. Каганович, который подчинялся Сталину, а не начальнику Генштаба.

Поэтому решение о развертывании и переброске принимала высшая государственная власть. А такими решениями не разбрасываются, для этого у политического руководства должны быть очень веские причины, а для Советского Союза, находящегося под угрозой навязывания ему гибельной войны на два фронта - просто непреодолимые. Единственной причиной принятия такого решения было то, что советскому руководству стала очевидной неизбежность нападения Германии летом 1941 года. Начало развертывания начисто отметает ложь хрущевцев, будто Сталин предполагал нападение Гитлера не ранее 1942 года и потому не давал приводить войска в боеготовность. (В то же время, при огромных масштабах это действие, как будет показано дальше, стало только началом длительного и сложного процесса приведения войск в боеготовность).

На 22 июня 1941 года из войск РГК успели прибыть в места назначения, находились в пути либо в готовности к погрузке в эшелоны более 40 дивизий и 2 воздушно-десантные бригады. Вместо с ними перебрасывались управления пятнадцати корпусов и четырех армий - 16, 19, 21 и 22-й. (Там же; 1941 год, книга 2, с.197; Штеменко С.М. Генеральный штаб в годы войны. - М.: Воениздат, 1975, с.28.)

Всю эту массу войск наметили перевезти 939 железнодорожными эшелонами Из них к началу войны успели прибыть на места 83 эшелона, 455 находились в пути, а 401 эшелон только готовился к погрузке.
Previous post
Up