Глава 1. На сколько фронтов воевать. Часть 8.

Jun 01, 2014 07:41



Новый план развертывания
Когда в 1996 году "Военно-исторический журнал" опубликовал последние предвоенные планы прикрытия западных округов, разработанные еще 25-30 мая (Военно-исторический журнал, 1996, №№2-6.), то оказалось, что они не утверждены Тимошенко и Жуковым. Возникает вопрос - а почему их не утвердили, если разработали почти за месяц до войны? Почему нарком за месяц не нашел времени подписать столь важные документы?

  19 июня 1941 года управление и штаб КОВО выехали из Киева, чтобы перебраться на фронтовой командный пункт в Тарнополе. Отдавая последние распоряжения остающемуся в Киеве начальнику оперативного отдела полковнику Баграмяну, начальник штаба округа генерал-лейтенант Пуркаев приказал:

«А вам нужно, не теряя времени, подготовить всю документацию по оперативному плану округа, в том числе и по плану прикрытия госграницы, и не позднее двадцать первого июня поездом отправить ее с надлежащей охраной в Генеральный штаб. После этого вместе со своим отделом выедете вслед за нами на автомашинах, чтобы не позднее семи часов утра двадцать второго июня быть на месте в Тарнополе».
(Баграмян И.X. Так начиналась война. - М.: Воениздат, 1971, с.84.)
  В субботу 21 июня указанные Пуркаевым документы были отправлены в Москву. (Там же, с.85.) В тот же день последние детали плана уточняли также в 3-й армии ЗапОВО.(Военно-исторический сайт "Рубон", воспоминания пехотинцев, Бондовский А.В.) Одновременно, 20 июня, был подготовлен и подписан членами Военного Совета План прикрытия Одесского военного округа. То есть все западные округа закончили новые планы и отправили их в Москву практически одновременно, 20-21 июня. Отсюда понятно, почему их не утвердил нарком обороны Тимошенко. Отправленные за день до войны, документы попали в наркомат обороны 22 июня, когда там было уже не до них. Оттуда они потом перекочевали в архив незавизированными.
  Но читатель наверняка заметил, что вместе с планом прикрытия, о котором сообщил И.Х. Баграмян, 20 июня в КОВО был закончен и новый оперативный план округа («план первых операций»). Следовательно, перед этим в Генштабе РККА создали новый план развертывания Вооруженных Сил СССР, на основе которого округа разработали свои, указанные выше документы. Можно совершенно точно сказать, что это были уже не "Соображения от 15 мая», а совсем другой план (забегая вперед - причем и не единственный). Хотя сам он до сих пор не опубликован, но есть обстоятельства, подтверждающие факт его создания к началу июня 1941 и раскрывающих коренное отличие от предшествующего.
  Второй том сборника «1941 год» содержит документ под названием "Справка о развертывании вооруженных сил СССР на случай войны на Западе". (1941 год: Книга 2, с.358-361.) Это не сам план развертывания, а только раскладка сил РККА по возможным театрам военных действий, выполненная заместителем начальника Генштаба генерал-лейтенантом Ватутиным. Очевидно, Ватутин делал ее для своего начальства по уже готовому оперативному плану. Из приведенных в записке сведений ясно, что это был новый план. Что он себе представлял и в связи с чем появился?
  Чтобы понять это, давайте сравним распределение сил РККА по возможным театрам военных действий (ТВД) в этой справке и по предыдущим планам развертывания от 11 марта и 15 мая 1941 (см. таблицу №3). Таких театров три: западный против Германии, восточный против Японии и южный, включающий территории Среднеазиатского (САВО), Закавказского (ЗакВО), Северо-Кавказского (СКВО) военных округов и Крыма. Количество дивизий будем сравнивать по двум категориям: бронетанковые соединения, включающие собственно танковые и моторизованные дивизии, и все остальные диви-зии(стрелковые, мотострелковые, горнострелковые и кавалерийские).

Таблица 3. Распределение дивизий РККА по театрам военных действий.


* - видимо, в этом месте публикатор ошибся при переписке из источника. Число дивизий, согласно мобплану-41, должно составлять не более 303.

Итак, что мы видим. Против Германии состав сил немного сократился, против Японии - несколько возрос, не достигнув, однако, предусмотренного старым планом раз-вертывания от 11 марта 1941г. А если брать авиацию, то ее силы против Японии осталось на прежнем уровне - 33 авиаполка.
Зато резко выросли силы для южного ТВД - с 16 до 30, а с Крымом - до 33 дивизий, т.е. в 2 раза! Но еще больше бросается в глаза небывалый рост для этого театра ударных сил сухопутных войск - бронетанковых соединений. Если раньше их там не было вообще, то теперь запланировали целых девять - больше, чем для всего Дальнего Востока! Причем это усиление сделали за счет ослабления самого опасного направления - против Германии. Следовательно, после советско-японского пакта к концу мая внешнеполитическая обстановка столь резко изменилась, что пришлось кардинально усиливать южный фронт обороны СССР. Поэтому теперь следует сказать о тех событиях на международной арене, которые привели к столь существенной правке "Соображений от 15 мая".
Previous post Next post
Up