Как я ходил на футбол

Sep 06, 2008 18:29

Фотографии здесь:
http://picasaweb.google.ru/pvorobey71/200807#

Преамбула.
В начале июня в корпоративной почте появилось объявление, что контора стала счастливой обладательницей 30 билетов на Суперкубок УЕФА. В Монако. Билеты бесплатно, доезд до стадиона за счет болельщика. Тут же подобралась достойная компания желающих и я подумал «Почему бы и нет?».


Я на футболе не был лет 20, и болельщиком Зенита был, пожалуй, только в международных матчах. Но так уж получилось, что примерно из 4 матчей, на которых я до сих пор был, 2 были с участием именно Зенита. Первый из них был в конце августа 1984 года. Тоже на выезде - наш ЖЭК премировал юных спортсменов, успешно защищавших честь родного микрорайона в городских соревнованиях, поездкой в Киев. Отличились тогда футболисты и шахматисты. Мы со старшим братом представляли шахматистов, хотя оба (я совсем недолго) ходили и в футбольную секцию, так что и в этой части тургруппы все были знакомы. В рамках этой поездки спонтанно организовался поход на футбол - матч Динамо (Киев) - Зенит (Ленинград) на олимпийский стотысячник Киева. Тогда хозяева выиграли 1-0, но Зенит в том сезоне стал Чемпионом СССР.
2 года спустя Зенит приехал в Могилев на матч с местным Днепром в 1/16 Кубка СССР.
На стадион рвался весь город. Редкий аншлаг. Тогда в дополнительное время выиграл Зенит - 2:0. Тогда я впервые увидел город, живущий футболом - главная тема для разговоров задолго до матча «Где достать билеты?», транспорт, идущий только к стадиону и долгий пеший путь домой в толпе.
В общем, спустя столько времени можно повторить опыт и на собственной шкуре проверить утверждение фанатов, что стадион отличается от телевизора так же, как и живой звук от записи.
Ехать просто на футбол было как-то не с руки, поэтому проект разросся до недельной поездки в близлежащий большой город и добиранием оттуда на матч местным транспортом. Рассматривалось 3 основных варианта: Милан, Париж и Рим. Общим голосованием остановились на Париже. Со временем компания собравшихся меняла состав и размеры (у кого действительно не сложились обстоятельства, у кого приступ депрессии вызывает сам процесс любого оформления документов - будь то виза или загранпаспорт), и наконец усохла до вполне комфортного для прогулок числа 4 - я и мой совладелец кабинета на работе Николай с семьей - Инна (жена) и Рита (дочь). В связи с Чемпионатом России в Рыбинске я не смог поехать в стандартный тур суббота-суббота и вылетать собрался в понедельник рано утром. Остальные выехали в Париж в субботу. Мы согласовали, что первые 2 дня они посвятят осмотру тех достопримечательностей, которые я смотреть не хотел - Лувр и Эйфелева башня. Хотя оба объекта являются обязательным пунктом для обзора - я один раз уже там был, и повторять не было никакого желания.
Понедельник.
Старт удался. В воскресенье закончился безнадежно проваленный турнир, была «пробочная» дорога домой, суматошные сборы и один час на сон до приезда такси. Именно сегодня такси пришло на полчаса раньше, сократив и так недлинное время отдыха. Зато до Савеловского вокзала он доехал ударно - всего за 40 минут вместо запланированного часа с небольшим. Пришлось шататься по окрестностям мертвого в это время вокзала в ожидании первой электрички в Шереметьево. Зато полет прошел абсолютно незаметно - во сне. По огромному парижскому аэропорту я добрел до станции местной электрички, купил недельный проездной на 6 зон. (Это покрывало все местные переезды на время пребывания в Париже. Проездной окупился несколько раз - весьма выгодная штука, особенно если ездить по пригородам). В электричке первым делом столкнулся с почти московским явлением - в вагон вошел аккордеонист и раздались знакомые звуки «padam, padam». В отличие от наших уличных музыкантов, этот считал своим долгом исполнить не одну - а 4 или 5 песен. Столь же неприятное ощущение, как и дома - полная аналогия с рекламой, которую нельзя выключить и которая настойчиво лезет в уши.
Окончательно решив, что всё против меня, я вышел из электрички на Gare du Nord и направился к гостинице. И вот тут все стало на свои места. Париж имеет надо мной какую-то необъяснимую власть - там не бывает плохо. Достаточно было 3-х минут, чтобы этот «праздник, который всегда с тобой» завладел душой и телом и заставил забыть обо всех проблемах. Уже в 11 утра я был в гостинице. Так как заселение было только с часа дня, я оставил свой рюкзак в камере хранения и пошел к месту встречи. Николай с супругой проводили смотр галерее Лафайет. Так как мне тоже нужно было посетить этот магазин (выполнить поручение друзей) договорились встретиться прямо там. Поручение, правда, выполнить не удалось - отдел «рассыпного» Лего в магазине закрыли. Зато удалось позавтракать на террасе этого замечательного магазина. И вот, с небольшим опозданием, мы приступили к выполнению намеченной программы.
Началась она весьма нетрадиционно - с посещения площади Трех Дюма. Это народное название, так как на этой площади стоят памятники Дюма-отцу, Дюма-сыну и генералу Дюма (Дюма-деду). Реально площадь называется Place Du General Catroux (метро Malesherbes). Вообще-то у меня сложилось впечатление, что к Дюма французы относятся не слишком уважительно - видимо, за то, что он использовал труд «литературных рабов» и имел репутацию несерьезного писателя, исказившего до неузнаваимости историю Франции (этот грех иностранцы прощают легче). И в магазинах его творчество представлено гораздо меньше, чем других признанных классиков французской литературы. И героев его романов трудно найти в названиях кафе и ресторанов - упущение даже в Москве уже немыслимое. (Величайший - Гюго. Похоже, именно он - французское «наше все». Именем Гюго в Париже названы авеню, бульвар и площадь. Имя Дюма носит маленькая улочка на окраине города. Конечно, по серьезности исследований «Отверженные» дадут 100 очков форы всей истории Франции, которую беллетризовал Дюма, исказив самым безбожным образом истину. Но, тем не менее, именно Дюма самый известный писатель за пределами Франции и именно его книги создают вокруг французов ореол романтичности. Могли бы и с бОльшим уважением отнестись к этому писателю) Памятник Дюма-отцу вполне традиционный - с персонажами романов вокруг. Правда, Д’Артаньяна поместили почему-то сзади постамента.
Рядом с этой площадью находится замечательный парижский парк - Монсо. Во все предыдущие посещения до него не доходили ноги. Теперь же, воспользовавшись жаркой погодой, способствующей прогулкам именно по паркам, мы решили в него зайти. К сожалению, водопад - главная достопримечательность парка - находился на реконструкции. Поэтому пришлось ограничится прогулкой по аллеям и отдыхом в тени шикарных деревьев.
Из парка решили проехать на автобусе по малому бульварному кольцу до Монмартра - обязательного пункта каждого посещения Парижа. В Париже реализована мечта московских градоначальников - выделенные линии для общественного транспорта. Поэтому, несмотря на повсеместные пробки, автобусы ходят строго по расписанию. Почти на каждой остановке висит электронное табло с указанием, когда будет следующий автобус. Минут за 5 мы доехали до Монмартра.
Совершенно стандартная программа - подъем на холм на фуникулере, восхождение на Сакре-Кер, обзор совершенно потрясающей крипты церкви, сама церковь и неспешная прогулка по Монмартру в сторону площади Abbesses с остановкой в одной из кафешек для дегустации красного сухого вина с французским сыром. Быть во Франции и не пить местное вино невозможно. Поэтому именно здесь я снял мораторий на потребление спиртного.
На площади мы сели в метро (спустившись на станцию на лифте - всегда представляю себе лифты вместо эскалаторов в московском метро и ужасаюсь) и доехали  до Люксембургского сада. Это тоже одно из любимейших мест Парижа. В августе он особенно красив - утопает в цветах. Здорово посидеть у фонтана Медичи, который очистили от тины и теперь там плавают золотые и не очень рыбки и утки, которые добывают пропитание у сердобольных туристов. Здесь жизнь проходит как-то особенно неспешно. Множество игроков в петанг, шахматы, бадминтон и т.д. Несмотря на будний день. Из Люксембургского сада мы направились по мушкетерским местам.
По бывшей улице Могильщиков, на которой Дюма поселил Д’Артаньяна, мы спустились к церкви Сен-Сюльпис, которая во времена мушкетеров только строилась. На сей раз удалось заглянуть и внутрь - вполне обычный строгий стиль убранства с витражами и скульптурами. По традиции одна из башен церкви затянута лесами, но уже большинство фасада открыта для обозрения, в отличие от прошлых посещений. Сейчас улица Могильщиков носит имя архитектора вышеупомянутой церкви Сервандони. Сие полезные сведения я почерпнул с сайта http://www.infrance.ru/paris/art-paris/paris-des-trois-mousquetaires/paris-des-trois-mousquetaires.html Вообще - квартал Люксембургского сада наименее всего пострадал от реконструкции барона Османа и именно здесь лучше всего ощущается дух средневекового Парижа.
Напряженная программа первого дня завершилась ужином в таверне, которую ребята облюбовали за те 2 дня, которые они уже были в Париже. Это стало традиционным завершением дня на все остальные дни. Нас узнавали и за счет заведения угощали различными десертами - видимо, чаевые были достаточными. Так как все изрядно утомились, было решено на следующий день хорошенько выспаться и со свежими силами отправиться в Версаль.
Вторник.
Полностью выполнив установку на отдых, в Версаль мы добрались уже к полудню. И застали довольно мрачную картину очереди, извивающейся почти по всей огромной площади перед дворцом. Мы прошли прямо в парк, не тратя время на посещение дворца. Очередь на электромобили была тоже изрядной, поэтому обзор парка мы осуществили пешком. Здесь тоже ждало изрядное разочарование - мои любимые фонтаны (Грот и театр) были закрыты для осмотра. Мы довольствовались просто прогулкой по аллеям французского регулярного парка, стараясь не смешиваться с толпой.
Впечатления от Версаля какие-то сложные. В общем, и парк, и дворец полностью соответствуют характеру своего вдохновителя - человека, сказавшего общеизвестное «Государство - это я!» и чуть менее известное, но восхитительное «Мне чуть было не пришлось дожидаться!». Версаль - безусловно вершина помпезности и роскоши. Олицетворение абсолютной власти. Недаром именно его пытались скопировать неоднократно другие правители. Но мне это место не очень нравится - видимо, и во времена, когда здесь жили, посетителей и обитателей преследовало ощущение, что с уходом Людовика XIV ушла душа этого места. Дальше был лишь мавзолей Великой Франции. Недаром Наполеон для своего места обитания выбрал не императорский Версаль, а более скромный, но несомненно более уютный Фонтенбло.
Дальше наш путь лежал в Дефанс - район небоскребов Парижа, где я до сих пор так и не побывал. В отличие от Москвы, в Париже квартал небоскребов находится за городом. Туда идет несколько шоссе, 2 линии RER и одна обычного метро. Там есть вокзал SNCF для пригородных электричек. В общем, возможно люди, там работающие со мной не согласятся, но на взгляд туриста транспортная проблема решена здорово. В Москве на всех одна линия полудохлого миниметро и пробочное третье кольцо - как всегда о транспорте подумают позже. Из Версаля в Дефанс ходят электрички SNCF (те, которые пригородные, а не в системе метро RER) Найти альтернативный вокзал в Версале не удалось, поэтому мы опять вышли на станцию RER  и доехали до станции Issy val de Seine, откуда до Дефанса ходил трамвай Т2 - вдоль берега Сены. Еще один вид городского транспорта Парижа - ближе всего по виду в Москве к нему Бутовская линия метро. И вот мы у Большой Арки. Действительно большой - под ней, если верить путеводителю, может поместиться Собор Парижской Богоматери.
Скоростной лифт поднял нас наверх, где открылась замечательная панорама главной артерии Парижа - Авеню Шарля Де Голля - Авеню Великой Армии - Авеню Елисейские Поля.
В верхней части арки находится выставочный зал. Там была выставка эволюции вычислительной техники и выставка забавной техники живописи. Сначала нужно секунд 30 смотреть на негативную картинку, потом перенести взгляд на белый лист и увидеть нормальное изображение.
Потом мы спустились вниз и пообедали в ресторане сети Гиппопотам - одна из немногих сетей в Париже, где нормально для моего вкуса готовят мясо - в остальных местах Парижа предпочитают есть мясо почти сырым. Прогулявшись по бульвару Дефанса мы спустились в метро и доехали до Елисейских Полей. Главная праздничная улица в столице праздника. Здесь в мою обязательную программу входит посещение музыкальных магазинов. На сей раз цель была купить диски композитора Vladimir Cosma с музыкой к фильмам. Поход был вполне успешным - 6 дисков + несколько блюрэевских (в Москве пока их совсем мало, и привозят в основном первозонные, которые мой плеер не читает).
От площади Конкорд мы прошли к церкви Магдалины. И тут была удача - этим вечером в церкви был концерт камерного оркестра с программой, состоявшей из любимейших хитов - Времена Года Вивальди, Адажио Альбинони, Аве Мария Гуно, Баха и Шуберта и пр. билеты не очень дорогие (сравнительно с другими Парижскими) - 30 евро взрослый и 20 - детский. До концерта было еще полтора часа времени - как раз чтобы дойти гостиницы, расстаться с лишними пакетами и переодеться. Необходимо было еще озаботиться обратными билетами из Ниццы в Париж, так как на первый поезд уже никаких билетов не было, решили заказать через Интернет билеты на самолет кампании EasyJet.
Но девушка на ресепшене отеля нам помочь не смогла - клиентский Интернет у них не работал, а к компьютеру персонала нас даже на 10 минут не пустили. Пришлось заказывать билеты через друзей, оставшихся в Москве, активно обмениваясь смс. Вообще для отеля 4* сервис был довольно слабый - перед нами женщина пыталась выяснить, как проехать в Версаль, но получила туманный ответ, что прямой путь электричкой RER закрыт, и надо искать объездные пути. Тут мы не выдержали и вмешались - так как именно сегодня по этим закрытым путям проехали. Видимо потому, что не знали, что они закрыты. Мне казалось, что все, что касается туристов, в отелях должны знать в первую очередь. Нам тоже не смогли ответить, во сколько открывается Диснейленд, зато всучили контрамарки на покупку билетов туда. Система простая - контрамарка стоит 3 евро. Зато билет стоимостью 49 евро приобретается за 46. 3 Евро отелю за посреднические услуги. Видимо, за то, что нас уговорили туда ехать. Теоретически для контрамарок есть отдельная касса без очереди, но мы ее не нашли и поэтому обменяли контрамарки на билеты в обычной кассе. Туда и так очереди не было. На разборки с отелем ушло все свободное время, и мы отправились на концерт.
Концерт был замечательный - вот тут живое исполнение имеет колоссальное значение. И пусть исполнение Времен Года было не в самом привычном варианте (исполняли в форме концертов для скрипки с оркестром) - акустика и живые звуки струнных доставили истинное наслаждение.
Вечер в традиционной таверне. Дегустировали белый Порто. Совершенно классный. Удалось произвести впечатление на бармена - хотя всего то и сделали, что закончили бутылку, которая была уже начата - видимо, до нас бутылки хватало надолго. Назавтра назначили встречу на раннее утро - предстоял штурм Диснейленда.
Среда.
День был отдан Диснейленду. Массовая реакция окружающих на то, что при посещении Парижа мы едем в совсем нефранцузское, а вовсе даже в американское гнездо масскультуры - недоумение. В Париже столько красивых мест, а целый день убивается черт знает на что. Прогулка по бессмысленным аттракционам под бравурную, утомляющую через час музычку, навязчиво лезущую в уши все время пребывания в парке. А мне здесь нравится! Нам сильно не достает места, куда приезжаешь просто за положительными эмоциями. Прикольное место, никого не оставляет равнодушным - либо ругают за искусственность либо хвалят за примерно то же. Несмотря на все предупреждения, что весь день будет посвящен стоянию в очередях, мы решили туда съездить и получить синтетическую порцию хорошего настроения и возврата в детство. Встали очень рано для туристов - в 7 утра. Приехали на место к 9-00, к открытию касс. Сам парк открывался в 10-00, до этого часа пускали только обитателей отелей системы Диснейленда. Покантовавшись минут 40 на лавочке у входа мы наконец ворвались с шумной толпой в парк и приступили к планомерному изучению великолепной семерки - аттракционов, помеченных в путеводителе как обязательные к посещению. Описывать аттракционы - малоосмысленное занятие. Очередями именно пугали - из-за того, что самые времяемкие аттракционы мы прошлим в самом начале, пока народ еще не разобрался, даже системой Fast-Pass воспользовались всего один раз, везде очереди были не больше, чем на полчаса. В общем - часам к 16 всю обязательную программу выполнили, включая обед в ресторане «Голубая Лагуна» - стилизованная пещера, неплохая кухня и проплывающие мимо лодочки аттаркциона «Пираты Карибского моря». Больше в парке оставаться не хотелось, и мы решили вернуться в город.
RER довез практически до отеля. Мы разгрузились, передохнули и поехали на прогулку по еще одному довольно длинному маршруту: Чрево Парижа  - Фонтан невинных - Центр Помпиду - Фонтан Стравинского - Гревская площадь - Площадь Вогезов.
Доехали до самой многолюдной станции метро в Европе (опять же, если верить путеводителю) - Chatelet. Здесь пересекаются 5 линий метро и 3 линии RER. Наверху находится  Чрево Парижа. Еще один пример, как правильно обходиться с общественным мнением - в 1960 году Центральный рынок вынесли за пределы города, все развалины 12-19 века под вопли любителей старины снесли и на его месте поставили авангардное сооружение Форума Центрального рынка. Очень функциональное и по-своему завораживающее. Вообще в Париже очень спокойно расправляются с мешающими памятниками архитектуры - город должен жить и развиваться. На туристическом имидже это не сказывается. Самыми посещаемыми местами в Париже являются Эйфелева Башня и центр Помпиду - отнюдь не древние сооружения. И в качестве входа в Лувр сделали современную пирамиду из стекла а не псевдодворец-стилизацию под старину, как предлагали другие конкурсанты. Зато все очень функционально.
Фонтан Невинных потрясающе красив. Портят вид люди. Здесь я всегда вспоминаю о первой прогулке по Парижу - она стартовала как раз от него. Тогда воды не видно было из-за упаковок бутербродов от Макдональдса и бумажных стаканчиков. Это было первое впечатление от Столицы Мира. Это не зщначит, что сейчас мусора нет - так как Макдональдс стоит на том же месте. Просто убирать стали чаще, и теперь этот мусор может плавать - вода в фонтане проглядывает.
Почему-то фонтан Стравинского с абстрактными скульптурами не засоряют - видимо, слишком далеко от бигмачной он расположен.
Гревская площадь. Ныне Площадь Отель де Виль. Старое место для публичных казней и теперь играет большую роль в жизни города. Именно здесь велась трансляция заседания Олимпийского комитета, где Париж проиграл Олимпиаду Лондону и вместо всеобщего ликования наступило всеобщее уныние. Проект Париж 2012 не состоялся. От Отеля Де Виль мы прошли к площади Вогезов. Королевская площадь, которую построил Генрих IV, который не любил Лувр. Она находится как-то в стороне от бурной жизни города. В центре ее находится памятник Людовику XIII. Очень похож на Олега Табакова. На этой площади находится еще одно место, связанное с Тремя мушкетерами - мемориальная квартира Виктора Гюго. Дюма в эту квартиру поселил Миледи.
Дальше было стандартное завершение дня - метро-таверна-отель.
Четверг.
Лионский вокзал и электричка SNCF до Фонтенбло (минут 40). Автобус довез нас до дворца, который находится как-бы сбоку от города. Возможно, это опять воздействие раскрученности, но народу в Фонтенбло на порядок меньше, чем в Версале. Хотя дворец древнее, интереснее (ИМХО). Да и личность Наполеона, которая сейчас доминирует в экспозиции и описании дворца не менее знакова для истории Франции, чем личность Людовика XIV - автора и вдохновителя Версаля. В предыдущее посещение Фонтенбло дворец удалось рассмотреть очень бегло. Теперь ему уделили больше внимания.
В стоимость билета входил аудиогид, который на русском языке рассказывал про экспонаты и интерьеры. Всего 8 Евро на одного взрослого. Очень интересная экспозиция. Особенно впечатляет галереи Франциска I и Дианы. И совершенно шикарные виды дворца со стороны прудов. В общем - сюда стоит приезжать. Вернувшись на станцию через город (типичный скучный провинциальный городок) сели на электричку и вернулись в Париж.
Время было еще ранее, поэтому мы отправились бродить по острову Ситэ вокруг еще одной обязательной достопримечательности - Нотр Дам де Пари. Смотровая площадка была уже закрыта, поэтому мы ограничились внутренним осмотром. После чего сели на пароходик по Сене и доехали до площади Трокадеро и на метро вернулись в отель.
Пятница
Самый тяжелый день. На футбол мы отправились вдвоем с Николаем - дамы остались в Париже. Поезд отправлялся с Лионского вокзала чуть позже 8 утра. Мы купили билеты 1-го класса на второй этаж и поэтому ехали достаточно комфортно - в ряду было всего 3 кресла (2+1 через проход) очень удобные. Поезд идет со скорости примерно 300 км в час, и до побережья сделал всего одну остановку - в Авиньоне. Даже Марсель промелькнул мимо. Выехав к морю, поезд останавливался почти в каждом курортном местечке. Поэтому общее время в пути от Парижа до Ниццы (примерно 1000 км) составило 5,5 часов. В Ницце мы сделали пересадку на местную электричку, которая идет в Монако. Уже здесь мы столкнулись с несколькими группами фанатов Зенита, которые разными путями пробирались к стадиону, чтобы поддержать свою команду. Через полчаса пути мы прибыли на подземный вокзал Монако. Как же здесь жарко! Типичное курортное место, разве что с общественными лифтами и эскалаторами в местах пешеходных прогулок. Вертикальный город - маленький по площади и находящийся на скалах. Князь, решивший что деньги не пахнут и создавший из родового гнезда очаг разврата и поощрения самых низменных инстинктов, заслуживает уважение за мужество. Его проект полностью увенчался успехом - сейчас Монако знают все и эта песчинка сумела не потеряться и не стать одним из десятков таких же курортных местечек на французском лазурном берегу. До сих пор Монако - это символ роскоши и богатства. Даже путеводитель начинается со слов, что добраться до Монако проще всего на вертолете из аэропорта Ниццы - 10 минут лета. Потом упоминаются яхты, и лишь затем скоростное шоссе и электричка.
До матча оставалось несколько часов, которые мы посвятили беглому осмотру местных достопримечательностей. Самая известная площадь с Кафе де Пари, Отелем де Пари и Казино произвела сильное впечатление. «Вот оно - гнездо порока!». А вот дворец особого впечатления не произвел. Видимо, ожидания от княжеских покоев главы государства, олицетворяющего богатство, были завышенными.
В этот день Монако был русским - флаги Зенита были практически повсюду. Надо сказать, что атмосфера футбольного ажиотажа была какой-то совершенно чужой в этом респектабельном месте. Надо отметить, что местные подготовились неплохо - уже днем была запрещена продажа всех спиртных напитков (включая пиво) во всех заведениях. Это было основной темой обсуждения среди возмущенных прохожих. Раз пять или шесть я слышал, как об этом сообщали по телефону в разговоре с Родиной - «Представляешь, они запретили продажу спиртного. Непонятно, что делать!». Фанатов Манчестера было почти не видно (Их и на стадионе было мало - соотношение примерно 5:1 в пользу болельщиков Зенита). Постоянно на пути к стадиону попадались люди с табличкой «Нужен билет!» (под этой табличкой скрываются спекулянты, которые так маскируются от борцов с нелегальным оборотом билетов). По разговорам цена билетов доходила до 1500 Евро за штуку. Повсеместно продавали символику клубов. Были шарфы (грамотные - половина шарфа Манчестер, половина - Зенит). Были клубные майки, посвященные этому матчу. Вот с ними местные производители промахнулись - зенитовские майки закончились сразу. А Манчестерские при нас уценили с 20 до 5 евро за штуку. На стадион мы вошли за полтора часа до начала матча. Очень жесткий досмотр - заставили выпить даже запасенную бутылку воды и сдать в камеру хранения приобретенные сувениры. Непонятно, правда, как при этом умудрились пронести на фанатскую трибуну фейерверки. Все остальное было очень мило - каждого болельщика провожали до его места - то ли боялись, что займет не свое, то ли опасались, что заблудится. Стадион совсем маленький - вмещает 18000 зрителей. Новый, недавно реконструированный.
Само действо очень понравилось - в ожидании начала матча на больших мониторах показали фрагменты матчей обеих команд в кубке УЕФА и Лиге Чемпионов. Представили составы команд. Публику зажигал русскоговорящий комментатор. В общем - обстановка всеобщего психоза с устоявшимися традициями. Ну и сам матч. На стадионе футбол смотрится действительно совсем по-другому. Даже с не очень удобных мест (мы сидели на 3-м ряду практически напротив линии ворот. То есть события, происходящие на другой половине поля обозревали по монитору) смотреть интереснее, чем по телевизору - атмосфера стадиона имеет большое значение. Ну, и результат добавил положительных эмоций.
А потом было шествие со стадиона на вокзал. Тротуары Монако не предназначены даже для двух человек. Поэтому была перекрыта проезжая часть, и толпу пустили прямо по трассе Формулы 1 J В том числе и в тоннеле. Постоянно раздавалось победное бибикание проезжавших автомобилей с развевающимися Зенитовским флагами. Несколько раз слышались сирены с яхт - часть болельщиков добралась и таким способом. На вокзале уже ждала специальная дополнительная электричка до Ниццы, в которую пытались, по-моему, влезть 10000 человек. На такие перегрузки тамошний транспорт не рассчитан - у буржуев нет практики ездить в переполненных тамбурах. Когда двери нашего вагона не могли закрыться, подошел ОМОН с дубинками и не помещающихся пассажиров заставили выйти.
А дальше была Ницца. С вокзала толпа растеклась по городу - большинство все-таки остановилось в Ницце. А мы прошли на Английскую набережную в тщетной попытке в этот поздний час найти кафешку с работающей кухней. В это время уже только поили - кормить отказывались наотрез. Пришлось спасаться каким-то кебабом.
Такси тоже найти не удалось - видимо, нужно было зайти в любой отель и попробовать заказать его оттуда. С другой стороны - до аэропорта было всего 8 километров по одной из самых красивых улиц Мира - Английской набережной Ниццы. И мы пошли пешком. Периодически на пляже слева виднелись группы людей вокруг костров, которые после вынужденного воздержания ликвидировали дефицит алкоголя в организме. В 3 часа ночи мы достигли аэропорта. До начала регистрации оставалось еще часа полтора, которые удалось поспать, растянувшись на скамейке в зале ожидания. Совсем как в студенческие годы.
Летели в Париж мы бюджетной авиакомпанией EasyJet. Ничего лишнего. В салоне перегородка только одна - отделяет кабину пилотов. Никаких мест при регистрации - свободная рассадка. Пассажиров делят на 2 категории - сначала заходят пассажиры с детьми, инвалиды, пожилые. Они занимают понравившиеся места. Потом - все остальные.
Впрочем - места значения не имели. Я заснул как только опустился в кресло и проснулся когда самолет слегка тряхнуло при посадке в Париже.
Потом была электричка до города. Николай поехал в отель за семейством и обратно в аэропорт - у них самолет был в этот же день. Я отправился спать. Ибо вылетал рано утром в воскресенье.
Суббота.
Поспать удалось часов до двух, потом я сходил в галерею Лафайет - решил попробовать оформить возврат налога на покупки. Довольно быстрая процедура - мне заполнили все бланки, потом сказали в аэропорту поставить печать на таможне и опустить конверт в почтовый ящик. Деньги переведут на карточку, когда почта дойдет до магазина.
Потом неспеша прогулялся до музея Орсэ, посмотрел там импрессионистов и поехал к башне Монпарнас. Удивительно - тот же лифт, тот же вид (возможно, даже лучше), те же 10 евро, но очереди, в отличие от Эйфелевой башни, никакой. Реклама…
Решил впервые последовать рекомендациям путеводителя по ресторанам и зашел в кафе Куполь. Это кафе мне было известно по фильму «Бум» - сюда прабабушка привела Вик, когда сочла, что она достаточно взрослая. Очень понравилось их фирменное блюдо - баранина с карри. На этом программа пребывания в Париже закончилась - в воскресенье предстоял ранний подъем и дорога домой.
Воскресенье.
Подъем в 4 утра. Быстрые сборы, 10 минут на побудку портье, check-out и прогулка по спящему городу до вокзала. Первая неприятность - на платформе нет первой электрички. А на следующей - время впритык. Минут 10 я пытаюсь разобраться с этим казусом, пока мою растерянность не замечает какой-то сердобольный абориген, который на французском смог мне объяснить, что первая электричка до аэропорта отправляется не с путей RER, а этажом выше - с основных путей вокзала. Я успел добежать до эскалатора и впрыгнуть в вагон при звенящем зуммере закрытия дверей (аналог нашего «Осторожно, двери закрываются!»). Полчаса в пути - и очередная гонка по огромному аэропорту. Все процедуры даже при минимальных очередях заняли все оставшееся время. Очередной, сильно надеюсь, что не последний визит в Париж закончился.

Путешествия, Париж, Монако, Футбол

Previous post Next post
Up