В известной мере, сегодняшние события вызваны противопоставлением так называемых «западных» и «славянских» ценностей. А что понимают под «западными ценностями»? Для меня, много раз бывавшего в Европе и ездившего по Америке ответ на этот вопрос прост. Но большинство людей не были там, и судить о тамошних ценностях могут только издалека, пользуясь информацией из интернета и телевидения. Не всегда эта информация объективна, иначе как объяснить, что антизападной пропаганде поддается значительное количество людей. Вот и возникла мысль, что надо описать, что я видел на Западе, а потом плавно перейти к тому, что я считаю «западными» ценностями и выяснить, как они соотносятся со «славянскими». Выводы сделаем в конце.
Когда-то в Советском Союзе было такое справедливое мнение - «Прибалтика - советская заграница». Я попал в Прибалтику первый раз в 1978 году. Мы с родителями на машине въехали в Латвию из Псковской области. Сразу разительный контраст. Как будто меняется природа. Цвет деревьев становится зеленым, а не пыльно-салатовым. На дороге сразу исчезают ямы, все аккуратненько нарисовано, все ухожено. Остановочки, указатели - все есть, все блестит.
Из советских воспоминаний о Прибалтике (с двух поездок, еще в 1986): в очередь никто не пытается встрять, везде тихо, никто нигде не кричит, в универсамах подрабатывают школьники (собирают корзинки как сейчас, - для СССР вещь небывалая), есть кафе, бары, куда местные стоят в очереди, в баре можно заказать коктейль и сидеть с ним хоть весь день; такси берется только на стоянке такси, бесполезно голосовать на дороге, зато когда подходишь к стоянке, водитель заводит машину и сам подъезжает; расчет за услуги такси - строго по счетчику с обязательной сдачей, помню мы заплатили за проезд рубль 20 коп. Было много разных разговоров, что к русским в Прибалтике плохо относятся, но я этого не заметил. Веди себя тихо и вежливо - и все будет хорошо (так же было и в Риге в 2001 году). Но было недовольство у местных советским влиянием, - я попал на варьете в гостинице «Виру» в Таллине в последний день, когда оно было до утра. Коммунистическая партия постановила, что варьете должно заканчиваться в 24.00 со следующего дня. Эстонцы были недовольны. Еще помню, что оставляя машину на ночь, не нужно было снимать с нее дворники и наружное зеркало, - никто не украдет. Для Одессы это было тогда немыслимо. Оставили и вещи, привязанные сверху на багажнике, с ними тоже ничего не случилось. Машина стояла просто под домом в новом жилом районе, без всякой охраны.
Обо всем это вспомнилось в 1991 году, когда я ездил в великую (по моему мнению) страну Финляндию. Это была моя первая поездка, как тогда говорили в капстрану (я ездил еще до путча). Те же ощущения при пересечении границы - мгновенная смена природы, цвета становятся насыщенными, деревья настолько зелеными, как будто их кто-то нарисовал. Контраст и с помещением для таможенного досмотра. Сейчас люди не удивляются, что есть цивилизованный, чистый туалет, а тогда это было в диковинку. Пройдя таможенный досмотр, мы попали в супермаркет. В СССР тогда еще не было таких магазинов, только появлялись первые валютные магазины типа одесского «Меркатора». От всего увиденного, от изобилия был шок. Для нас все было очень дорого, я выпил чашку кофе за доллар (что было безумно дорого), и унес с собой одноразовый пластмассовый подстаканник, он потом долго стоял у меня дома. Тогда я еще думал об удивительной щедрости продавца-финна, который позволил мне этот подстаканник унести.
Что, прежде всего, производит впечатление на Западе? Приветливость и дружелюбие людей. Подходя к пешеходному переходу, ты можешь быть абсолютно спокоен - тебя пропустят. Машина останавливается комфортно для пешехода - никто не едет по пяткам, как у нас. Пешеход с улыбкой кивает водителю, тот обязательно кивает в ответ. Все везде улыбаются, незнакомые люди здороваются. Вы скажете, эти улыбки дежурные? Но все равно, чтобы поднять себе настроение, нужно перейти один раз дорогу. Может быть местные и привыкшие, я нет. На красный свет, разумеется, никто не ходит.
В Финляндии очень высокий уровень безопасности. В Оулу велосипеды оставляют на улице возле дома. Везде чисто, нигде ничего не поломано. Был свидетелем такой сцены - специальное такси привезло девушку-инвалида в библиотеку, водитель отвез ее в зал, затем поехал по следующему вызову. Все продумано, все сделано для людей. Еще из финских впечатлений - замечательный центр отдыха и сауны, где есть ручные фены для сушки волос, которые никто не крадет.
Из бельгийских впечатлений - я сижу на штурманском месте рядом с водителем автобуса, сзади вся наша группа. Мы в Брюсселе стоим на светофоре, ждем зеленого на огромной площади, где множество автомобильных потоков с разных сторон. Перед нами несколько рядов автомобилей, и прямо перед автобусом стоит амбуланс, т.е. скорая помощь. Вдруг она включает сирену. Я успел подумать: «Куда, впереди столько машин, красный свет, на площади столько потоков». Этот все, о чем я успел подумать. Все машины, которые стояли перед скорой помощью, приняли чуть вправо, а ряд машин слева принял влево, образовался просвет для скорой. Вся огромная площадь замерла, как по команде! Никто никуда не ехал! Скорая помощь за несколько секунд уехала в нужном направлении и движение возобновилось. Ни криков, ни мата, ни махания рук, ни заторов, ни вообще ничего! Синхронность происшедшего просто поразила. Где их так тренировали? У нас, чтобы добиться такой согласованности, нужно было бы тренировать водителей не менее месяца, и то я сомневаюсь в результатах.
Часто говорят, что в Европе люди другие, наши так жить не смогут. Неправда. В первых групповых поездках за границу я обратил внимание, как преображается наш человек за границей. Он не выбрасывает бумажку в кусты, он идет и ищет урну. Важна среда обитания, и наш человек соблюдает законы этой среды.
Кельн, часа три ночи, центр города. Красный свет горит уже пятую минуту. Вокруг никого. Но наш автобус с нашим водителем стоит и ждет. Даже мысли ни у кого нет проехать на красный свет. Педантичное исполнение правил и законов прививается нашим гражданам моментально.
Если попадаешь в пробку и тебе нужно перестроиться, то просто включаешь знак поворота. Первая же машина тебя пропускает, ты благодаришь рукой, тебе машут в ответ. На автобане машины на полосу «вливания» вылетают с огромной скоростью, показывают поворот и перестраиваются. Тот, кто едет по автобану, слегка притормаживает, не препятствует. Без исключений.
Одно из самых ярких впечатлений жизни - поездка в США. Мне удалось посмотреть, как живут наши на Брайтоне (нетипичной Америки), как живут наши в чисто американских местах, как вообще живут люди. Общий вывод - именно так и должен жить человек (несмотря на проблемы, которые есть везде). Здесь описываю только то, что имеет отношение к теме статьи.
Едем из Кливленда в Ниагару. Расстояние - примерно как от Одессы до Умани. В США разрешенная на трассе скорость - 55 миль в час. Можно на практике ехать до 60 миль, но не больше. Дороги в Америке идеальные, широкие по 4 полосы в каждую сторону, с водоотводом, в случае ливня никаких луж нет. За рулем мой друг, бывший наш. Все едут с примерно одинаковой скоростью. Мы ехали несколько часов, и все время расстановка автомобилей на трассе была примерно одинаковой! Наши соседи ехали с такой же скоростью. За все время был только одна машина, которая превышала скорость. Мой друг сказал, что это русский, который недавно приехал. О соблюдении правил дорожного движения и законов в Америке можно писать часами. Работает система баллов, за каждое нарушение получаешь определенное количество. Набрал сумму - на пересдачу. Это дорого и муторно. В некоторых штатах нарушения не удаляются из компьютера пожизненно. Могут на работу не взять. Потеря прав тоже означает потерю работы - как будешь добираться? Что очень важно - если нарушил, то 99% тебя поймают. В Манхеттене полицейских не сильно видно, но если неправильно припарковался, то сразу вырастают как из-под земли. Никто не рискует. Я жил у родственников на Кони-Айленд авеню, был свидетелем уникального для нас явления - соблюдения дорожных знаков. Одна сторона улицы с платной парковкой, а другая - бесплатная. Там где бесплатная, мест свободных, конечно, нет. Но висит знак, что два раза в неделю, по вторникам и пятницам с 9 до 10 часов утра парковаться нельзя, так как проезжает уборочная машина. Скажите, вы верите, что в наших условиях из тридцати автолюбителей найдется хотя бы один, кто решил бы последовать распоряжению этого знака? А в Америке не нашелся ни один, кто не последовал бы! Я видел, как все машины разъехались, проехала уборочная, а затем все стали съезжаться назад (этот час они кружили по соседним улицам, так как паркануться бесплатно особенно негде). Вот так соблюдают законы в Америке.
Детям до 14 лет нельзя находиться на улице без сопровождения взрослых. И не находятся. В доме, где живет ребенок, на окнах обязательно должны быть сетки, чтобы случайно не выпал. И у всех сетки.
На улице нельзя пить спиртное, включая пиво. И никто не пьет. Наши, правда, умудряются разливать пиво в бутылку из под кока-колы. Нельзя заплывать на глубину, где тебе выше головы. Никто не заплывает. Иначе немедленный арест, доставка в полицию в наручниках, крупный штраф и запись в компьютере.
На Западе нет пыли! Девушки, любящие носить белое, обратите внимание. Можно неделю ходить в светлом и не запачкаться. Помню рассказ одесситки, которая ездила в Австралию (это не запад, но суть таже) еще в советское время. Неделю она ходила в белом костюме без проблем, а запачкала его, как только села в самолет «Аэрофлота». Пыли нет, потому что нет открытой грязи, все газоны огорожены, никто по ним не ездит, а тротуары моют с мыльной пеной.
О безопасности. В советское время у нас часто писали страшилки про Нью-Йорк, как там опасно, страшно и т.д. Проблемы были. Но мэр Джулиани сделал так, что в Нью-Йорке стало намного безопаснее. Я ездил на Бродвейское шоу и возвращался на трэйне (метро) в полдвенадцатого ночи. Все нормально. По Нью-Йорку я ходил без охраны и без проблем. В Америке есть проблемные районы в крупных городах. Все их знают, и туда стараются не попадать. Помню, кстати, у нас про Джулиани в советских коммунистических газетах писали, что он якобы итальянский мафиози, и мы в эту чушь верили. А оказалось, что он - неподкупный бесстрашный прокурор, который потом стал мэром и сильно улучшил порядок в Нью-Йорке.
В Кливленде у моих друзей в доме нет никакой сигнализации, на ночь просто дверь закрывается на ключ. Причем дверь обычная, почти картонная. Днем двери вообще открыты.
В районе Нью-Йорка на Стэйтен-Айленде мои друзья ставят дом на ночь на сигнализацию, но окна оставляют открытыми.
Не нужно судить об Америке по голливудским фильмам, по фильмам ужасов! Это кино.
На Западе обращает на себя внимание большое количество людей, которых у нас назвали бы немощными. Но там они стараются жить полной жизнью. Человек в инвалидной коляске чувствует себя полноценным человеком. Не могу себе представить, что кто-то припаркуется у съезда для инвалидов, как часто бывает у нас в Одессе. С каждым из пожилых людей есть сопровождающий, за каждым присматривают. Вообще очень многие трудятся в качестве социальных работников, так как там никого не оставляют без помощи и присмотра.
Как и везде в мире, в развитых странах много проблем. В Америке - во многих штатах (но не в штате Нью-Йорк) разрешено ношение оружия, которое, как известно, стреляет. Есть проблемы с работой, с деньгами. Бюрократия. А где ее нет? Жизнь везде тяжелая штука. Нашим еще тяжело привыкать к тотальному соблюдению законов. Говорят, на это уходит пару лет, но потом все равно все признают, что так лучше. Я ездил на экскурсию, когда мы возвращались назад, двое попросили водителя остановиться, чтобы выйти раньше. Нельзя. По правилам автобус должен привезти экскурсантов в то место, где он их взял. Разгул правосудия! Некоторым нашим мужчинам там очень скучно из-за того, что все хорошо, все размеренно и спокойно.
Суть общественной жизни на Западе - это права человека, общественное согласие, соблюдение законов, равенство всех перед законом, вплоть до президента, отсутствие коррупции, работающая полиция и другие силовые органы, высокие социальные стандарты, свобода личности, семейные ценности, демократия, выборность органов власти, подотчетность их избирателям. Уважение к человеку, к человеческой личности. Главное - соблюдать закон, но никто не лезет в личную жизнь (кроме голливудских звезд), не учит как жить, с кем спать, как спать и т.п. - та самая пресловутая толерантность. Это и есть «западные ценности». Что в них плохого? Или кто-то всерьез верит, что по прилету в западные города на человека набрасываются сразу геи и лесбиняки, и заставляют сменить ориентацию? Нужно немного умишком раскинуть. Или съездить хотя бы разок в Европу или США.
Именно в высоких стандартах жизни сила США, а не в авианосцах. В США приезжают многие тысячи иммигрантов со всего мира, а уезжают единицы. Я уже не говорю о том, что у талантливого предприимчивого человека там нет потолка, у него нет преград. Соблюдай законы, плати налоги, становись миллионером и тебя никто не будет тормозить. Никакие «пожарники».
Кстати, многие наши друзья по соцлагерю достигли очень высоких стандартов общественной жизни. Там где я был - Словакия, Польша. В Польше спрашивал недавно, может ли такое быть, что полицейский попросит у бизнесмена взятку скажем двести евро? На меня смотрели с широко раскрытыми глазами. Поляки в начале 90-х были там же где и мы, но у них многое получилось. И у нас получится.
Российские, православные, славянские и как их еще назвать ценности - это хорошо, здорово, прекрасно, но почему их надо противопоставлять западным? Западные ценности - это общечеловеческие ценности, без них ни одно общество, ни одна страна не может развиваться в современном мире.
А вообще, не слушайте меня, конечно в США ужасно. Знаете почему? Из-за кондиционеров. Какая-то мания, они везде - в холле, в автобусе, в лифте. И жутко холодный воздух. И не хотят сделать теплее. Я конкретно простудился. Вот «пиндосы», не.. не люблю я Америку.
Мой журнал Верхний пост с самыми важными ссылками Мой профиль Ссылки на творческие посты