#МыНаСевероВосток, ч. 7: пыльное село Кудымкар

Sep 05, 2016 08:48

Привет! Этот журнал больше обновляться не будет. Если вам интересны наши посты, присоединяйтесь к нам:
* В инстаграме - https://www.instagram.com/_pashalena_/, где мы вдохновляем на путешествия фотографиями и рассказами.
* В телеграме - https://t.me/iz_drugogo_testa, где мы пишем о том, как живут люди в разных городах и странах.
До встречи ;)

В этом посте мы расскажем, как волею судеб провели двое суток в городе Кудымкаре, бывшей столице Коми-пермяцкого автономного округа.

Мы долго думали, какое фото будет лучше всего передавать атмосферу этого населённого пункта, и наш выбор остановился на следующем:

Но сначала пару слов о том, как добирались из Чердыни. В районе Соликамска мы переехали по мосту через Каму, попрощались с асфальтом и въехали на территорию бывшего Коми-округа.

Началась длинная-предлинная пыльная грунтовка, на благоустройство которой выделяются деньги, иначе чем ещё объяснить пешеходный переход посреди поля.

Далее мы доехали до деревни и, утомлённые грунтовкой, спросили у местных мужиков, скоро ли начнётся асфальт. По иронии судьбы асфальт начался через 50 метров после того, как мы задали вопрос. Рядом с началом асфальта стоит красивый храм в стиле классицизм.

Отужинать решили в приличном месте, им оказалось кафе коми-пермяцкой кухни «Пермяк».

Блюда мы вам уже показывали. Столики мило украшены веточкой свежей рябины.

Жили мы в гостинице, которая называется «Жильё на сутки, месяц, год». Даже на букинге такое название, правда, для сущего пафоса на английском.

Неплохая общага, но желания остаться на год не возникло :). Позднее парни из автосервиса высоко оценили гостиницу, сообщив, что лучшего места в городе для встреч на пару часов не найти.

На следующее утро мы проехали на машине пару километров до центра и начали прогулку по Кудымкару. Кудымкар очень компактный. В городе живёт всего 30 000 человек, и это нонсенс, что такой маленький город стал столицей субъекта федерации (точнее, был столицей до объединения с Пермской областью в 2005 году). Есть подозрение, что местные власти не справились с испытанием самостоятельностью, поэтому было решено ликвидировать этот субъект федерации.

В городе есть пара симпатичных деревянных домиков (остальные дома - типовые пятиэтажки и огромный частный сектор).

Старый храм в неплохом состоянии. До недавнего времени тут был краеведческий музей, но РПЦ вернула себе храм, а музей переехал в здание бывшей вип-гостиницы, надобность в которой отпала после потери статуса центра региона. В городе много недостроенных домов: инвестиции ушли и едва ли вернутся.

Около храма послание архимандрита дополняется клипартом американской семьи.

А вот так выглядит типичная улица. Благоустройство в городе околоникакое.

Отошли метров 200 в сторону.

Не все дома в Кудымкаре газифицированы (провести газ - удовольствие дорогое), поэтому многие по старинке запасают дрова на зиму.

В супермаркете «Магнит» вместо сыра продаётся российский плавленый продукт по цене 3 евро за килограмм.

Мы на подходе к главной улице.

А вот и она, главная улица, пешеходная зона. В главном месте города ничего нет.

Кудымкар очень старый, но ничего древнего в городе не сохранилось.

Из нового - достойный памятник герою коми-пермяцкого эпоса Кудым-Ошу. По легенде, город основал сын медведя (Кудым-Ош по коми-пермяцки).

Напротив памятника алкаши пытаются стрельнуть деньги на опохмел.

На главной площади, если это место можно так назвать, до сих пор висят советские ордена, которыми наградили город в 70-е.

А ещё в Кудымкаре растёт подорожник, сто лет его не видели. В центре хотя бы травка зеленеет, а на окраинах одни пыльные обочины и колдобины.

Кудымкар как будто завис в советских временах: на улице продают увядшие фрукты на жаре просто с лотка, а вместо ливнестока используется яма около тротуара, где стоит вода.

Занятные скульптуры установлены около кафе «Блюз», принадлежащего тому же хозяину, что и ресторан «Пермяк». В обоих кафе прекрасно кормят. Раньше около кафе был ещё памятник Гене и Чебурашке, но сейчас его куда-то убрали.

Смотреть в городе особо нечего, и несмотря на то, что летом мы предпочитаем гулять, нас занесло в краеведческий музей. Там нас ждала очень длинная и скучная экскурсия, прервать которую мы не решились, чтобы не обидеть тётушку-экскурсовода.

Несколько забавных экспонатов: этого монстра-водяного изготовили в Москве и подарили музею.

А эти черти родом из коми-пермяцких сказок.

А ещё в музее был Путин, правда, давно. Вероятно, как и мы изображал, что ему интересно.

И из вежливости написал отзыв, который внизу набрали печатным текстом. Почерк у Путина, как оказалось, не очень. Про оригинальность кремлёвских сувениров мы даже писать не станем.

На третьем этаже представлена экспозиция картин Субботина-Пермяка, художника и основателя музея. В отличие от многих деятелей культуры, он с радостью принял диктатуру пролетариата в 1917 году и чуть позже написал эту картину:

Изобилие за столом символизирует благополучие и богатство, которое свалилось на Россию после революции, а светлая даль, куда плывёт лодка, говорит о светлом будущем. Которое в Кудымкаре, увы, так и не наступило :(

А этот дяденька делает прикольные куклы, так называемые "пары" в национальных костюмах.

Но всё хорошее когда-нибудь заканчивается, вот и нашей экскурсии пришёл конец. После музея мы отобедали, не успели отъехать из Кудымкара пару километров, как сломалась машина. О наших злоключениях мы подробно рассказали здесь. Пришлось ещё на денёк задержаться в Кудымкаре в той самой общаге и покататься на местном автобусе.

Автопарк представлен частными убитыми и грязными ПАЗиками.

В который раз замечаем, что кондукторами в регионах работают не тётушки пенсионного возраста, как обычно бывает в Москве и Подмосковье, а молодые девушки, которые ненавидят и свою работу, и нас, как её часть.

Общее впечатление от знакомства с коми-пермяцкой культурой: в деревнях жить умеют, в городах жить пока не научились. Что, в общем, неудивительно, ведь у коми-пермяков даже письменность появилась только в XX веке (сначала причём писали на латинице). Деревни более-менее опрятные, ну а про главный город мы уже написали.

О дальнейших приключениях мы рассказывали в этой заметке. Дополним наш рассказ фотографиями, снятыми на грунтовке, когда мы, не торопясь и с особой осторожностью, ехали без запаски.

А потом дали кровавый закат.

Темнело по-северному долго, но так и не дотемнело, дорогу освещала луна.

Переночевали мы в Сыктывкаре, потом доехали до Ухты, бросили машину, сели в поезд, заснули и проснулись за полярным кругом в Воркуте. Об этом и будет следующий пост. Оставайтесь с нами :)