Jul 30, 2018 16:03
В предыдущей записи я собрал сведения о малоизвестном советском НИИ - Институте речевой культуры. Как получилось, что во время наивысшего наступления марризма в Ленинграде существовал еще один центр языкознания, с большей свободой? Когда же марризм пошел на спад (при Мещанинове) его поглотил тот самый яфетический Институт языка и мышления. Еще за год до объединения с ИЯМ, Ленинградский НИИ языкознания стал отделением Центрального института языка и письменности народов СССР. Как и предполагалось, это связано с отменой латинизации. На сайте "Славянская культура" есть статья "Как Сталин защитил русский язык"(!) К счастью, она почти целиком состоит из подлинных документов. В письме партийного руководителя науки Баумана (1892-1937) адресованного секретарям ЦК Андрееву и Ежову предлагается: Объединить Институт национальностей ЦИК Союза ССР с Ленинградским научно-исследовательским институтом языковедения Наркомпроса РСФСР и научно-исследовательской ассоциацией Института народов Севера, реорганизовав их в Центральный институт языка и письменности народов Союза ССР при Совете Национальностей ЦИК Союза ССР, с отделением в Ленинграде, возложив на этот институт непосредственную разработку орфографических справочников, терминологических словарей и грамматик, а также оказание квалифицированной научной помощи нац. областям и республикам в работе над алфавитом и в языковом строительстве.
Институт национальностей располагался в том же здании, что современный Институт русского языка. Похоже это здание перешло к Центральному институту языка и письменности и именно на его основе был создан Институт русского языка, что написано и в "Путеводителе по фондам учреждений":Организован в 1944 г. в результате слияния Института языка и мышления им. Н.Я. Марра и Института языка и письменности народов СССР в составе Отделения литературы и языка.
Создается впечатление, что Сталин последовательно сохранял "немарристские" организации для практических задач. Для латинизации, кириллизации и, наконец, изучения русского языка накануне борьбы за национальные приоритеты против безродных космополитов.
Сталин,
история,
лингвистика,
СССР