В этой части мы коснемся аристократии, богемы, шоу-бизнеса, оккультизма, контркультуры, ЛГБТ и политики. Среди имен, волею случая, а может и чьей-то злой воли связанных между собой, будут Алистер Кроули, Кеннет Энгер, Дональд Кэммелл, Анита Палленберг, Кит Ричардс, Мик Джаггер, Джеймс Фокс, Грэм Парсонс и еще один Парсонс Джим и многие другие. Цепочка протянется от Шотландии до Голливуда, сделав несколько витков вокруг света, повсюду оставляя кровавые пятна и стойкий наркотический туман.
Лично для меня отправной точкой послужил фильм который мне довелось посмотреть лет пятнадцать назад. Фильм назывался «Performance» «Представление», был он снят Дональдом Кэммеллом и Николосом Роугом и вышел в 1970 году. На тот момент картина показалась мне одной из самых странных в мире авторского кино, тем более что снята она была на деньги Уорнеров. Фильм, а так же и связанные с ним персоны, снова всплыли когда я подробно знакомился с историей контркультурной тусовки Лос-Анджелеса 60-70х годов, история надо сказать довольно стремная. Все однако началось несколько раньше, вначале двадцатого века - с Алистера Кроули.
Алистер Кроули
Не стану описывать всю богатую на события творческую биографию Кроули, а остановлюсь только на тех эпизодах которые получили развитие в продолжение нашей цепочки. Как известно Кроули был не только поэтом и альпинистом, но и самым плодовитым автором оккультных текстов и пророчеств в двадцатом столетии. Кроме того (теперь уже это признают все), Кроули может считаться одним из самых активных агентов британской разведки, не допустившим ни одного провала. Будучи максимально активным альпинистом-сатанистом Кроули побывал на всех континентах и посетил практически все важные на тот момент с геополитической точки зрения регионы, заодно распространяя свое учение «Телема» - оригинально замиксованную смесь сатанизма, герметизма и западного либерализма.
Конечно же Кроули не особо напрягался что бы создать с нуля разветвленную по всему миру религиозную секту, он попросту использовал уже имеющиеся активы ОТО (Ордена Восточных Тамплиеров), заблаговременно просочившись в руководящую верхушку и очень методично накладывая свои собственные идеи на гностическую основу. Со временем Кроули практически полностью заменил старые постулаты на свою «Телему». Попробуем разобраться в сути всего этого мракобесия.
Свою собственную оккультную систему с оригинальным названием «Телема» дословно с греческого «Воля», Кроули окончательно сформировал после 1904 года, после посещения Каира, где как он всех уверял, получил откровение от некой сущности в виде священного текста - «Книга Закона», записанного им вскорости. Суть нового культа можно было выразить буквально в трех словах - «Делай, что хочешь». Все остальное лирика.
Постулат этот вовсе и далеко не нов, он вполне обычен для большинства гностических культов, начиная еще с Мани. Кроули только осовременил его, добавив доступные к началу двадцатого века вещества, некоторые собственного изобретения ритуалы, кабаллистские практики, йогу и самое главное очень предпочтительные для Кроули лично нетрадиционные сексуальные эксперименты. Если внимательно прочитать этот набор, то понимаешь, что он практически один в один совпадает с появившимся в начале 60-х «списком» увлечений последователей нового контркультурного движения.
Кроули конечно и сам приложил много сил, распространяя свой культ и перемещаясь между Лондоном, Эдинбургом, Парижем, Берлином, Нью-Йорком, Лос-Анджелесом и Мехико. В ряду самых интересных эпизодов из бурной жизни магистра можно выделить например его первые опыты по сексуальному и бисексуальному раскрепощению в 1896 году в Кембридже. В 1902 году опираясь на протекцию своего друга известного художника Джеральда Келли, Кроули влился в парижскую богемную тусовку, завязав прочные отношения с Роденом и Моэмом. Через несколько лет он умыкнет сестру Келли Роуз, под предлогом спасения от «брака по расчету» и сам женится на ней. В 1904 году Кроули объявил Роуз своей главной музой, а в 1905 году она родила ему дочь Лилит, умершую вскоре во время путешествия по Индии. Сама Роуз плотно подсела на стакан, а Кроули участвовал в восхождении на Канченджангу, где погибли несколько альпинистов из его команды. В 1909 году Кроули развелся с Роуз, а в 1911 ее закрыли в психушку на фоне алкоголизма.
Кроули намеренно раздувал скандалы в прессе, не без оснований считая их полезными в расширении своей популярности. Он не гнушался публичным освещением своих гетеро и гомо связей, жертвуя при этом дружбой и собственной репутацией. Во время Первой мировой он публично выступал на стороне Германии, позже переобувшись в прыжке и мотивируя своими «шпионскими» делами. В это же время, живя в Нью-Йорке Кроули напирал на сексуальную магию, все подробно документируя. До 1919 года он объехал всю США, пользуясь поддержкой масонов и везде открывая филиалы.
В 1920-23 годах Кроули основал «аббатство» Телемы на Сицилии. Одной из постоянных жительниц «аббатства» была известная голливудская актриса Сара Вульф, которая впоследствии сильно поспособствовала организации Ложи Восточных Тамплиеров в Калифорнии. Наркотики, магические оргии и крайняя анти-санитария заставляют признать «аббатство» тем самым прообразом хипповской коммуны распространившейся по всему миру через четыре десятилетия, а пока, после смерти адепта от инфекции и нехороших слухов, Муссолини вышвырнул Кроули из страны. К этому времени здоровье Алистера было основательно подорвано героином, а носовые пазухи разъедены коксом.
Джимми Пейдж в купленном поместье Кроули на озере Лох-Несс
В 1930-40 годах дела в британском отделении Кроули сильно разладились. Многочисленные судебные разборки привели к банкротству и Алистер жил практически на деньги от своего калифорнийского отделения. К тому времени оно было одним из самых влиятельных в мире.
В 1942 году Кроули лично позаботился о смене Уилфреда Смита - подданного королевы, доносившего «светлые идеи Люцифера» до граждан Калифорнии, на собственно американца по имени Джек Парсонс. Кроме того что Парсонс оказался одним из самых преданных последователей, он являлся еще и одним из основоположников американской ракетной программы.
Джек Парсонс
Джек Парсонс родился в Лос-Анджелесе в 1914 году, куда незадолго до этого перебралась его семья. Вскоре родители развелись, а мать Джека со своими не бедными родителями поселилась в фешенебельном районе Пасадена на бульваре Оранж-Гроув. Интерес к ракетостроению Парсонс проявил уже в средней школе, экспериментируя с разного рода взрывчатыми веществами. Этому в большой степени послужило увлечение Джека научной фантастикой. Тогда же проявился интерес к магии, но попытавшись вызвать дьявола при помощи заклинаний Парсонс основательно перетрухал и на время забросил опыты.
В начале 30-х годов Прсонс учился в частной университетской школе и подрабатывал на военном заводе откуда иногда подворовывал материалы для своих разработок. Вместе со своим другом Эдвардом Форманом Парсонс переписывался практически со всеми значительными теоретиками ракетостроения в мире, включая Роберта Х. Годдарда , Германа Оберта , Циолковского , Вилли Лея и Вернера фон Брауна. Не имея возможности поступить в университет, тем не менее Парсонс и Форман сошлись с аспирантом калифорнийского технологического Фрэнком Малиной, образовав группу под эгидой университета GALCIT, хоть и без финансирования, но с доступом к оборудованию. Работая на заводе по производству взрывчатки, Парсонс все свои доходы тратил на исследования.
Парсонс (второй слева) на проэкте GALCIT
В 1939 году Парсонс и его жена Хелен, через друзей вышли на церковь Телемы в Голливуде, где вероятно впечатлились присутствием голливудских знаменитостей. Вхождение Парсонсов в Телему было закономерно, поскольку Джек был знаком с опусами Кроули. С другой стороны, орден был заинтересован в Парсонсе вполне осознавая его потенциал. Сам Кроули дал добро на инициацию, проча Джека на быструю карьеру в церкви.
С этого же времени разработками GALCIT заинтересовалось военное ведомство, обеспечив лабораторию финансированием. К 1941 году группа достигла успехов в области реактивных самолетных двигателей и добилась увеличения финансирования в 10 раз. Упрочив свои финансовые возможности Парсонс использовал их для укрепления ордена, к тому времени уже являясь его руководителем. Вся община переехала в большой особняк на Саут-Орандж-Гроув авеню, Парсонс переключился с Хелен, на ее 17 летнюю сестру Сару. Одним из примечательных контактов Парсонса в это время было его вхождение в литературный клуб «Mañana» в Лорел Каньоне, куда его ввел Роберт Хайнлайн, впоследствии внесший большой вклад в формирование контркультуры 60-х.
Рон Хаббард
Между тем, утомительная сексуальная магия и эксперименты с веществами не самым лучшим образом повлияли на дела Парсонса. В 1945 году что-то пошло не так. Во-первых, прибившийся к ордену Рон Хаббард быстро занял место около Парсонса и стал подбивать клинья к Саре. Усилились разногласия внутри ордена и Парсонс решил продать штаб-квартиру в Пасадене. Хаббард кинул Парсонса на 10 тыс и прихватив Сару отправился на яхте в Майами. Это дело послужило предметом долгого судебного разбирательства. Впоследствии Хаббард выдвигал версию что находился в ОТО по указанию агента спецслужб ВМС Хайнлайна для того что бы нейтрализовать «дьявольский притон» и спасти из него Сару. Тот факт что женившись на ней сам Хаббард стал двоеженцем он тактично скрыл.
Парсонс и Сара
В итоге Парсонс женился на художнице Марджори Кэмерон и продолжил с ней эксперименты по сексуальной магии. Впоследствии Кэмерон стала одной из самых ярых проводниц оккультизма в Калифорнии. Она снималась в фильмах Кеннета Энгера и Кертиса Харрингтона, тесно сотрудничала с ОТО, а впоследствии с последователем «Процесса» Генезис Пи-Орридж и даже организовала собственное оккультное общество «Дети». Сам же Парсонс вышел из ОТО, хоть и продолжил свои оккультные эксперименты. После 1946 года, его отстранили от всех госпрограмм, под предлогом его увлечения левыми идеями в молодости. Джиму приходилось заниматься подработками на киностудиях, выполняя заказы по спец-эффектам. Чувак имел серьезные намерения перебраться в только что основанный Израиль. В июне 1952 года дом Парсонса разнесло взрывом, искалеченный хозяин скончался по дороге в больницу. Полицейское расследование установило факт неаккуратного обращения с взрывчатыми веществами, хотя коллеги характеризовали Парсонса как исключительно аккуратного и дотошного практика.
Дональд Кэммелл, Деннис Хоппер, Алехандро Ходоровски и Кеннет Энгер
Чарлз Ричард Кэммелл был другом и биографом Алистера Кроули. В 1934 году у него родился сын Дональд. Чарльз настоял что бы роды проходили в камере-обскура в музее Эдинбурга. Впоследствии Дональд станет довольно известным художником и посвятит свою жизнь распространению оккультных идей в контркультурной молодежной среде. Уже в конце 50-х Дональд перебирается в Нью Йорк где сходится с Деброй Диксон, впоследствии известной тусовщицей в богемной среде. В Нью Йорке Дональд круто меняет тему творчества - с классического портрета на ню. В Америке Кэммелл обзавелся обширными связями, в числе прочих была Анита Палленберг - бессменная муза часто меняемого состава Rolling Stones. Через которых соответственно вышел на голливудскую музыкально-артистическую богемную тусовку, в начале 60-х составлявшую контркультурное ядро.
Дональд Кэммелл в фильме Кеннета Энгера «Восход Люцифера»
Кэммелл сам начал баловаться написанием сценариев и участием в фильмах Энгера. В 1968 году он написал сценарий «Представления», пропитанный эзотерическими идеями Кроули и Борхеса, с сюжетом основанном на эстетике субкультуры хиппи. В картине изначально должны были играть Мик Джаггер и Анита Палленберг. Братья Уорнеры клюнули на эту тему, предполагая получить нечто подобное «Вечеру трудного дня» и даже прикрепили к проекту чуть более опытного Роуга. Тем не менее фильм стал всецело авторским проектом Кеммелла, максимально темным и мистически окрашенным зрелищем. Говорят что на пред-просмотре, жена одного из руководителей блеванула. Фильм закинули на полку и выпустили только в 1970 году, в переработанном варианте. Впоследствии фильму вернули его изначальный вид.
Сюжет повествует о некоем бандюгане по имени Чес, скрывающемся от босса и попавшем в коммуну хиппаря Мика, ведущего тихую жизнь с двумя веселыми подружками, под кислотой, мухоморами и ганджубасом. Под воздействием секса, драгса и рокенрола, Чес превращается из брутального братка в андрогинную личность непонятного пола, тем как бы проявляя свою истинную сущность и сливаясь с сущностью Джаггера. Картина переполнена сценами насилия, довольно откровенного для того периода секса и употребления веществ.
Анита Палленберг, Мишель Бретон и Мик Джаггер
Чеса должен был играть друг Кеммелла Брандо, но в итоге остановились на Джеймсе Фоксе. У Фокса была головокружительная карьера в Англии, до «Перформанса», но после съемок он резко ушел из кино. В течение более десяти лет Фокс отмаливал в общине евангельских христиан, вернувшись в исключительно правоверное кино в 1981 году.
Музыку к фильму, вопреки ожиданиям, решили заказать Джеку Ницше, известному голливудскому автору, аранжировщику и продюсеру. Пожалуй нет такой контркультурной группы 60-х, с которой не сотрудничал бы Джек Ницше. Саундтрек к фильму Кеммелла тоже был сочинен и записан в Каньоне Лорел.
После «Представления» Дональд Кэммелл пытался еще снять кино, с периодичностью примерно раз в десять лет, но после не вполне удачной попытки в 1996 году, Дональд выстрелил себе в макушку из дробовика. Этим актом он как бы повторил финальную сцену «Перформанса», после чего еще пребывая в сознании пытался цитировать монологи.
А сам Джаггер примерно через год после съемок, решил провести тот самый известный бесплатный концерт в Альтамонте, на котором произошла эпическая бойня, а негр был заколот «ангелами» на песне «Sympathy for the Devil». Кстати «ангелы» были приглашены на фестиваль в качестве охраны, хотя все прекрасно знали их глубокую неприязнь к хиппи. В результате около тысячи человек пострадало с разной степени травмами и несколько были забиты насмерть. После этого Мик несколько притих, ну или сделал вид что притих. Впрочем Rolling Stones были не единственными выступавшими в Альтамонте. Кроме них там были еще Дэвид Кросби, Stills, Nash and Young и The Flying Burrito Brothers Грэма Парсонса. Грэм Парсонс был конечно в тени таких монстров как Джаггер, Кросби, Стиллз или Янг, но он был несомненно тем незаметным персонажем который внес большой недооцененный вклад в движение. Поговаривали что именно Парсонс первый придал калифорнийским группам настоящее рок-кантри звучание. Так или иначе, но недолгая но бурная жизнь Грэма Парсонса является одной из самых показательный в нашей истории.
Грэм Парсонс
На самом деле фамилия Парсонса была не Парсонс. Его имя было Ингрэм Сесил Коннор III. Он был наследником богатых американских семей Снайвли, Херши и Коннор. Отец Грэма Ингрэм Сесил Коннор II по прозвищу Кун Дог был офицером ВВС и принимал участие во Второй мировой на тихоокеанском театре военных действий. В 1945 году он женился на Авис Снайвли - наследнице «апельсиновых королей». Биограф семейства впоследствии написал что родители Грэма были исключительно добрыми людьми, тем не менее скрыть факт чрезмерного увлечения вечеринками, алкоголем и возможно странными сексуальными пристрастиями он не смог. В 1958 году, когда Грэму было около одиннадцати, Ингрэм Сесил Коннор II Кун Дог был найден в своей комнате с пулевым отверстием в виске. Происшествие было записано сначала как несчастный случай, а потом как самоубийство, хотя никаких фактов подтверждающих эти гипотезы найдено не было. Родовой дом Коннора в котором случился инцидент, через десять лет взорвался изнутри и сгорел.
Грэм Парсонс, Кит Ричардс, Фил Кауфман, Анита Палленберг
Через год Авис Коннор вышла замуж за владельца крупной лизинговой фирмы Роберта Парсонса, который не откладывая усыновил Грэма и его младшую сестру. С этого момента Ингрэм Сесил Коннор III стал Грэмом Парсонсом. В 1965 году Авис Коннор-Парсонс умерла в госпитале вовремя лечения от алкоголизма, по слухам последнюю бутылку скотча в больницу пронес ей Роберт.
Грэм стал увлекаться музыкой еще в средней школе, а первую серьезную группу "International Submarine Band" он собрал в Гарварде в 1966 году. Вдохновением к творчеству послужил кембриджский «Клуб 47», где такие деятели как Джоан Баэз, Боб Дилан, Боб Нойвирт, Том Раш, Пит Сигер, Ричард и Мими Фарина, Джефф и Мария Мулдар, Эрик Андерсен и Джони Митчелл экспериментировали с кантри, блюзом и рокенролом, через год-два вся тусовка переместится в Калифорнию на голливудские холмы. Парсонс конечно тоже окажется там.
Грэм Парсонс на концерте в Альтамонте
Грэм увел подругу у Дэвида Кросби и приобрел апартаменты недалеко от Лорел Каньона. В 1968 году он распустил свою группу и присоединился к Byrds, опять же вместо ушедшего Кросби. Правда участие в составе Byrds было не долгим, скоро Грэм собрал Flying Burrito Brothers, куда вошли так же и некоторые бывшие участники Byrds и Eagles. В 1969 году Грэм Парсонс вполне освоился в Лос-Анджелесе. Через свою 16 летнюю подругу - начинающую актрису Гретхен Баррелл он завел многочисленные знакомства в Голливуде. Тогда же он близко сошелся с Rolling Stones. После участия в том самом концерте в Альтамонте, Парсонс участвовал гастрольных турах с Роллингами и помогал в записи "Let It Bleed". Кстати в то же самое время гастрольным распорядителем Rolling Stones был Фил Кауфман - приятель Чарли Мэнсона, только что вышедший из заключения.
К 1973 году Грэма вежливо поперли из компании Мика и Кита, ибо своими беспредельно отвязанными трипами чувак вносил откровенный дестрой в работу коллектива. В 1972-73 году от дорожных аварий погибли два ближайших и старых друга Парсонса - Брендон Де Уайлд, познакомивший Грэма с Фондой, Николсоном и Дерном, что обеспечило участие в проекте «Трип» и Кларенс Уайт - его ближайший соратник, а так же главный дилер обеспечивавший чувака наркотой Сид Кайзер умер от инфаркта. В конце июля 1973 сгорел дотла дом Парсонса в Лорел Каньоне.
19 сентября 1973 года Грэма Парсонса нашли мертвым в гостинице национального парка Джошуа-Три что в пустыне Мохаве. По официальной версии Парсонс умер от банального передоза, хотя экспертиза не выявила критического превышения каких-либо веществ в органах. Подробные обстоятельства гибели Парсонса так и остались не выясненными, хоть с ним и находились две подруги. Однако показания подруг, владельца гостиницы и сына владельца очень сильно расходились и противоречили друг другу. Полицейские однако вовсе не заинтересовались этим делом, свидетелей опросили только один раз, а наутро девушек забрал Фил Кауфман.
23 сентября 1973 года, в день осеннего равноденствия, Фил Кауфман с приятелем, на старом катафалке, обманным путем и при откровенном попустительстве полиции, вывезли тело Грэма Парсонса из аэропорта Лос-Анджелеса и отправились в парк Джошуа-Три. Остановившись в пустыне они выволокли гроб, облили его бензином и подожгли. Впоследствии они мотивировали свои действия желанием самого Парсонса, что вызывает большие вопросы. Оба были арестованы, но отделались мелким штрафом. Между тем место сожжения Грэма стало культовым и местом неформального паломничества. Каждый год паломники устанавливают мемориальную плиту и покрывают окрестные скалы надписями, что добавляет администрации хлопот по уборке территории.
*
Дьявольская Американская Цепочка. Часть 5. Нацистское гнездо